Тайны Дурман-горы

Лето — горячая пора для поиска кладов. Но так уж сложилось, что кладоискательство связано с непременными опасностями. Есть такое поверье — тот, кто попытается забрать чужое добро, навлечет на себя проклятие. Это место в Красноармейском районе называют и «уфологической диковинкой», и «аномальной зоной». Согласно легенде, именно здесь зарыты несметные сокровища Стеньки Разина, но подобраться к ним невозможно: на каждого, кто придет сюда с подобными намерениями, непременно нападет дурман. Человек может потерять сознание, пойти не в ту сторону. Да мало ли что может произойти! На Дурман-горе, согласно легендам, и не такое случалось. Говорят, здесь видели самого атамана-колдуна и даже встающую из гроба Марию Мнишек, жену Лжедмитрия.

Заговоренные сокровища

От Саратова до Белогорского километров сто. От трассы наберется еще с десяток — по грунтовке. Этот участок любой легковушке запомнится надолго. Но на подъезде к селу открывается такой вид, что все автонеприятности сразу забываются. Волга тут во всей красе. В окрестностях именно этого села находится утес Степана Разина и та самая Дурман-гора. Хранитель народных легенд, бывший директор уже четыре года бывшей здесь сельской школы Петр Парамонов скрупулезно собирает все, что касается истории родного села. Есть у него и масса историй о Дурман-горе.

— У нас здесь недавно был один японец, — рассказывает Петр Михайлович, — приезжал специально посмотреть на наши места. Ему на выбор предложили — Самару или Саратов. Он выбрал наш маршрут. Все восхищался, фотографировал постоянно. Места здесь, конечно, уникальные.

Как шутит мой собеседник, здесь в селе у них вообще век девятнадцатый. И ритм жизни такой, да и быт тоже.

От Белогорского едем к легендарному утесу. Дорога идет мимо старинной церкви, еще одной, кстати, достопримечательности села. По времени путешествие занимает несколько минут. И вот мы в одном из самых мистических в мире мест. По преданию, именно здесь на троне из слоновой кости восседал Степан Разин, оглядывал окрестности и высматривал богатые караваны. Как утверждает молва, здесь же атаман выбросил в Волгу персидскую красавицу-княжну. Дорога по утесу к его краю довольно трудоемка. Он весь перекопан — следы раскопок «официальных» археологов и «черных копателей». Перепрыгивая через ямы, по ходу замечаем сохранившиеся здесь следы валовых укреплений. По крайней мере, именно это утверждает наш экскурсовод. Утес с трех сторон защищен самой природой: с Волги — крутым обрывом, севера и юга — глубокими оврагами. По историческим свидетельствам, еще в 1838 году здесь можно было видеть следы городка, землянок. И эти самые три вала. Добрались. Вид настолько красивый, что дух захватывает. Под палящим солнцем вдоль великой реки, словно сторожевые башни, возвышаются скалистые берега.

— Помните, как в песне поется: «Из-за острова на стрежень...» Сейчас этого самого острова уже не видно, но я еще по детству помню. Вон там, — мой собеседник указывает рукой вправо от того места, где мы находимся, — был он. А потом его просто затопило, когда плотину построили. А вот это и есть та самая Дурман-гора.
Именно тут располагались сторожевые посты Разина. Добраться туда довольно сложно. Между утесом и горой находится так называемый Тюрьминский овраг. Именно там, по легенде, Стенька Разин держал своих пленников. Говорят, если человек проводил тут ночь, наутро обязательно заболевал одурманивающей болезнью. Встречается другое название оврага — Дурман.

— Зять мой рассказывал, а тому — еще его дед, якобы сам видел в этом овраге чугунную дверь. Был там какой-то ход. Гора — место нехорошее. Всякое здесь бывало. Многие туристы туда приезжали, говорили, что их «глючило». Одной девушке там реально плохо стало.

Есть легенда, что Степан Разин, зарыв клад, положил туда оберег, какую-то свою личную вещь, которая хранила его от злых духов, от колдовства. Вот потому здесь и происходят всяческие странности. Кстати, народ считал самого атамана заговоренным. Мол, его ни пуля не брала, ни сабля. И легенда на этот счет имеется. Чуть дальше, в Камышинском уезде, есть три бугра — Степана Разина, Настин бугор и Урака. Атаман Урак был влюблен в красавицу Настю, а девушке больше по сердцу был Разин. Однажды Урак пригласил Степана в гости. На самом деле он хотел избавиться от соперника и выстрелил в него. Так пуля отскочила от атамана и убила самого Урака. Говорят, когда Разина казнили, Настя горько плакала. И до сих пор в ненастную погоду возле бугра слышится ее плач.

Что касается Дурман-горы, то местные сами туда клады искать не ходят. Особенно после загадочного случая, произошедшего с одним трактористом.

Василий Ичкаев пахал на тракторе в ночное. Проработал до утра, почувствовал — все, больше невмоготу, и решил прилечь отдохнуть. Трактор у него Т-54 был, дверь открывалась, как сейчас в «Газели», на «салазках». Василий вышел из кабины, запер машину и улегся рядом. Только начал дремать — др-р-р-р — дверь открылась. Мужик вскочил, испугался. Взял большой ключ, обошел трактор. Может, действительно не закрыл дверь, может, просто забыл. Запер все опять как полагается, снова прилег. Только задремал и тут опять — др-р-р-р… Дверь открылась. Больше тракторист испытывать судьбу не стал и сломя голову рванул с проклятого места. С тех пор пахать там он отказывался категорически. А после и вообще уехал из села на заработки в Подмосковье.

Легенда об убитом разбойнике и спасенной дочери генерала

Сказки о кладах здесь передаются из поколения в поколение. Рассказ крестьянина Красновского из соседней Даниловки записал один из саратовских краеведов. Респондент поведал, что трое даниловских крестьян, в том числе и его покойный отец, отправились в штормовую погоду за Волгу. Только лодка причалила к берегу, из кустов вышел молодой парень, одетый в синюю поддевку. За ним появилась необычайно красивая женщина с грудным ребенком на руках. Незнакомец попросил перевезти их в деревню. Мужики ломались, ссылаясь на шторм. Но после долгих споров тот предложил 10 рублей на водку. Вопрос был решен. Дорогой парень приказал своей спутнице выбросить в воду ребенка. Красавица, упав на колени, просила сострадания, но молодой человек был неумолим. Он выхватил кинжал и бросился на женщину. Рулевой, следивший за сценой, ловким ударом весла убил нападавшего на месте. После пассажирка рассказала, что убитый был страшным разбойником и похитил ее из дома отца-генерала. Мужчины раздели покойного. Под поддевкой нашли много оружия, но главное, при лихом человеке была кладовая грамота, написанная будто бы одним из есаулов Степана Разина. В этой записи указаны многие места на Дурман-горе и Стенькином бугре, где якобы зарыты целые бочки золота и разных драгоценностей. Мужики отдали спасенной часть найденных при разбойнике денег, выбросили тело за борт и разделили оставшееся наследство. Клад пошли зарывать на Пасху. План гласил, что копать надо на Дурман-горе, за тремя кустами барыни-ягоды, которые через два шага друг от друга. От тех кустов надо было пройти на восход солнца 21 шаг, затем еще 11 шагов к полуночи. Тут должен вырыться большой дикий камень. Под ним якобы на два аршина вглубь зарыта бычья кожа, а в ней несколько тысяч золотой казны. «Мы доподлинно разыскали то место и помолясь начали рыть. И вправду оказался большой камень-дикарь. Своротили мы его, до тут больно «опасно» стало. Оглянулись мы позади себя, а на нас целое стадо коров так и прет. Да глазами так и уставились, а глаза у них красные. Нас мороз пробрал. Мы, значит, опять сотворили молитву, ну они-то и повернули все назад. А пастух на другой день божился на икону, что вчерась на Дурман-гору стадо не гонял. Там травы-то еще не было. Ну, как-то коровы ушли, мы опять давай рыть. Разная уж тут пакость пошла — и зола, и угли, и черепки от горшков, костер. Видно, землянка тут ихняя была. Печку открыли, а за ней зерно перегорелое да пустой кувшин нашли.

И поднялась тут буря. Боже, какой ветер. Поднял он песок, да золу, да прямо в глаза, слепит, работать не дает. Зажмурился это я, вдруг чувствую, меня кто-то легонько за плечо взял. Думаю, это Семен. Чего, говорю. А он-то стоит поодаль и трубку курит. Оробел я пуще прежнего, но все же стал опять рыть, да вдруг «он» меня как хватит, да здорово. Я закричал с испугу, товарищи тоже побросали лопаты. Ну, мы как выскочили из ямы, глядим, а на нас три мужика идут с дубинками. Подумали, уйдем от греха, а то увидят, клад роем, еще убьют. Делать нечего, тихонько спустились с горы и пошли домой. Поутру чуть свет собрались у Ивана, приходим на то же место и дивимся. В яме в углу, где бросали рыть, место видно от большого сундука. Кованый он был, все обручи в сырой земле так и оттиснулись. Из ямы к дороге след ведет, видно было, как его волокли. Поодаль от дороги виден след большой немецкой фуры и две слеги, как сундук на телегу тащили. Слеги-то на четверть в землю ушли. Эх, и добра в нем было», — со вздохом закончил рассказчик.

Призраки горы

Дорога на Дурман-гору оставляет желать лучшего. Кроме как на внедорожнике к ней не подъехать. Или по старинке — пешком. Но лучше без намерений найти клад. Для здоровья. Гора довольно крутая. В такую жару, как сейчас, здесь не только дурман «хватить» может. Да и привидится незнамо что. Хоть сам атаман.

Ведь, согласно народным преданиям, призрак Степана Разина в этих краях местные крестьяне встречали не единожды. Сохранился рассказ деревенского мужика, записанный Борисом Зайковским. Крестьянин говорил, мол, врать ему смысла нет. Сам не видел, но вот шабер его поведал. Однажды поехал тот за дровами за Дурман-гору. Нарубил, стал было домой собираться. Вдруг тут голос раздается: «Трогай, гнедой, я пособлю». Оробел крестьянин и топор выронил. А голос опять: «Да ну же, трогай, гнедой. Я пособлю!». И после этого пошел по лесу смех и вой. Шабер лошадь бросил и бегом в село. Прибежал, народ весь взбудоражил. Дело шло к вечеру, погодка разыгрывалась. Собрались, кто посмелее, человек десть. Запрягли двое саней да и отправились в лес. Приехали на место, а там гнедой стоит и с холода трусится. Дрова целые, топор с пилой тут же на санях положены. Решили, что атаман это был. «Он много не объясняет, только себя являет. Так уже ему от Господа Бога положено», — задумчиво закончил рассказчик. Сохранилась и еще одна история. Сын рассказал о своем отце, жителе соседней с Белогорским Щербаковки. Ездил как-то отец по важному делу. И на пути из Щербаковки в Даниловку встретил на Волге старца. Мужчина был высокого роста с громадной, до пояса седой бородой. Странник был бос, его худое черное тело еле покрывали жалкие лохмотья. Непогода стояла страшная — вьюга и жестокий мороз. Сердобольный путешественник предложил путнику согреться в его теплых, обитых кошмой и наполненных сеном санях. Тот низко поклонился и сказал: «Я Стенька Разин, великий грешник, я должен страдать еще 70 лет. Скажи всем людям, русским и немцам, пусть живут в мире. С этими словами незнакомец исчез с глаз испуганного». Вот такая легенда.
Призрак атамана — не единственный тут. В 1859 году в «Саратовских губернских ведомостях» опубликовали рассказ бурлака, который, взобравшись вместе со своим товарищем на утёс, увидел в земле отверстие с дверью. Спустившись в подземелье, они оказались в богато обставленном помещении, посреди которого был установлен окованный тремя железными обручами гроб. В углу комнаты висела икона в осыпанном драгоценными камнями окладе, а вдоль стен стояло множество бочек с золотом и серебром. Бурлаки помолились иконе, после чего товарищ рассказчика схватил молот, лежавший возле гроба, и разбил замки на гробе. Оттуда поднялась ожившая Марина Мнишек. Бурлак, обезумев, начал стегать её железными прутьями, а попытавшийся его остановить рассказчик был мгновенно выброшен за дверь невидимой силой. Вход в подземелье бесследно исчез. После случившегося он вернулся на корабль один, его товарищ пропал без вести.

Говорят, причина недомогания людей у Дурман-горы вполне объяснима. Причина галлюцинаций, повышенного артериального давления, головных болей в том, что бывшее убежище Разина находится прямо на разломе земной коры. Это показали проведенные исследования и замеры радиационного фона с помощью дозиметра. А по результатам инфракрасной съемки, здесь наружу вырывается радиоактивный газ радон, который и может вызывать кратковременное помутнение рассудка. Хотя так хочется верить, что кроме газа и разлома здесь все-таки присутствует нечто аномальное и мистическое. Ведь до сих пор никто так и не добрался до сокровищ легендарного атамана.


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.