Клады лежат глубоко

Интересно найти клад старинных монет, правда? Наверное, у каждого возникало' такое желание, хотя бы в детстве. Помните у Марка Твена: «В жизни каждого настоящего мальчишки наступает время, когда его обуревает неистовое желание найти зарытый клад».



А знаете ли вы, что находка клада и в наши дни не редкость? Каждый год их находят сотнями. Находят трактористы на пашне, под вывороченной лемехом дерновиной; находят строители в стене старого, идущего на слом дома; находят водолазы, поднимающие затонувшее судно; находят археологи, геологи, краеведы, школьники…

Есть какая-то влекущая таинственность в самом слове «клад». Сколько народных сказаний и легенд связано с поисками сокровищ, сколько детективных рассказов и романов посвящено им!

Boт перед вами еще одна книга о старых монетах, сокровищах, кладах Мелькают названия глав: «Как появились деньги», «Лавка менялы», «Фальшивомонетчики», «Золото, серебро, медь», «Кладоискатели»…

Но что это? Рядом с увлекатель-ными названиями, удивительными фактами — экскурсы в историю, солидные таблицы, даже математические уравнения. Не засушат ли они текст, не сделают ли книгу скучной?

Однако не спешите откладывать книгу в сторону. По праву человека, прочитавшего ее до конца и немного знакомого с сутью науки, о которой в ней рассказывается, ручаюсь: прочтете — не пожалеете!

Есть в книге свои герои — неутомимые кладоискатели-нумизматы.

«Часто нумизмат превращается в кладоискателя. Он упорно ищет клады, но не в лесу и не у слияния трех ручьев, а роясь в старых архивах и периодике, и счастлив, найдя краткое упоминание о находке клада тех самых монет, за которыми он охотится. Он объезжает музеи множества городов и, если в каком-либо музее обнаружит клад, который ему нужен, радости его нет конца. В этом городе наш кладоискатель застрянет надолго, особенно если клад большой. Надо определить и взвесить все монеты клада, некоторые монеты сфотографировать и сделать с них слепки. Нужно составить подробную опись клада.

И, наконец, сотни книг, журналов проходят через руки ученого. Он не оставляет без внимания и старые газеты, в которых иной раз между заметками и всякого рода происшествиями можно найти и заметку о кладе монет».

Нумизматика — наука о монетах. Она не столь широко известна и совсем уже не овеяна увлекательной дымкой экспедиционной романтики, как, например, ее родная сестра — археология.

Пушкинский скупой рыцарь, перебирая дрожащими руками старые дублоны, удивляясь всемогущей власти золота, восклицал:

«А скольких человеческих забот,
Обманов, слез, молений и
проклятий
Оно тяжеловесный представитель!»

И хотя нумизматов меньше всего интересует сегодняшняя стоимость кладов, относятся они к старинным монетам, пожалуй, с еще большим трепетом, чем пушкинский скупой рыцарь Они осторожно перебирают позеленевшие, стертые, погнутые монеты, тщательно расчищают их, внимательно рассматривают через лупу и микроскоп, взвешивают, сравнивают с тысячью других, и тогда монеты оживают, начинают рассказывать…

Они рассказывают об эпохе, когда они появились, о той стране, где их отчеканили, рассказывают об экономическом положении, о торговых связях, о войнах и праздниках, о судьбах городов и отдельных людей. Они могут сообщить такие факты, которые не сохранились ни в каких других исторических источниках, помогают проверить и уточнить ранее известное. Монеты называют имена, даты сражений, обозначают древние караванные пути…

В книге Федорова-Давыдова приводится множество любопытных сведений из «биографии» монет. Что служило первыми деньгами? Когда и где появились первые монеты? Что обозначают изображения и надписи на оборотной и лицевой стороне монет? Из каких металлов они изготовлялись? Как произошли названия монет? Что такое счетные единицы, монетная система, денежное обращение?

Автор ставил перед собой довольно скромную задачу: «Убедить читателя, что нумизматика — это не коллекционирование и не пустячное занятие, а большой, серьезный труд, большая наука, очень важная в истории». Молодому ученому не только удалось выполнить свой замысел, но и добиться большего: он сумел раскрыть «живую душу и внутреннюю поэзию» любимой науки, показать пути, ведущие к глубоко скрытым кладам научных открытий.

Деловитый лаконизм, живые и неожиданные детали, сдержанный неназойливый юмор — эти особенности стиля книги позволяют говорить и о проявившемся даровании Федорова-Давыдова как писателя-популяризатора.


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.