ЗАМАНЧИВЫЕ КЛАДЫ и РАЗБИТЫЕ ИЛЛЮЗИИ

Перед нами довольно объемистая книга в светло-коричневой суперобложке. Это первый и единственный, как возвещает реклама, «Атлас карт сокровищ». Он вышел в свет в 1952 году, а в 1957 году был переиздан.

Автор «Атласа» — бизнесмен Коффман, председатель «Поисковой ассоциации». Эта ассоциация не ищет нефть, уголь, марганец, воду для орошения пустынь… Нет! Она не посягает на сокровища, таящиеся в сейфах природы. Ассоциация занята поисками золота и серебра, уже однажды добытого человеком — в монетах, слитках, изделиях — и погребенного на дне морей и озер вместе с затонувшими кораблями. «Поисковая ассоциация» ищет клады.

Вы тоже мечтаете найти клад? Пожалуйста, председатель ассоциации Коффман охотно поможет вам. Собственно, именно с этой целью он и издал свою книгу.

— Прежде всего вы должны иметь карты, — говорит Коффман. — Может быть, одна из карт окажется для вас счастливой. Купите «Атлас сокровищ»! Только десять долларов! На картах указано местонахождение 3 047 затонувших судов с кладами! Любой может быть ваш! Только десять долларов — рискните!

И покупатели находятся.,

300 тысяч карт, распространенных Коффманом, помимо двух изданий атласа, — это столько же семей, поверивших в возможность добиться безбедного существования и клюнувших на навязчивую идею найти миллионный клад.

Но, очевидно, сам Коффман более подробно и обстоятельно расскажет об «Атласе», да и читателя пора познакомить поближе с этим почтенным мистером. Поэтому давайте перенесемся мысленно в Нью-Йорк, в кабинет главы «Поисковой ассоциации»…


* * *

… Коффман был благодушно настроен и, прохаживаясь по кабинету, напевал:

На земле весь род людской

Чтит один кумир священный…

Ария была не допета, когда доложили, что его хочет видеть мистер Икс, корреспондент либеральной европейской газеты. Коффман улыбнулся — прессу он любил как действенный вид рекламы.

— Я хотел бы с вами поговорить, — сказал корреспондент, открывая блокнот. — Меня поразил ваш «Атлас карт сокровищ» и более ранняя книга о 1 001 погибшем кладе… Это не сказки?

— Я деловой человек, мистер Икс, и люблю цифры и факты. Установлено, что ежегодно гибнет в среднем 2 172 судна, не считая множества других, исчезновение которых не документировано. Минуло 450 лет мирового коммерческого мореплавания. Ну-ка, перемножьте!.. Только на Великих Озерах с 1671 года погибло 6 171 крупное судно! И почти на всех были ценные грузы и благородный металл. Монблан сокровищ!

— А как велики ценности, которые ждут счастливцев?!

Коффман встал из-за стола и актерским жестом показал на карту, испещренную кабалистическими значками.

— На дне морей и озер, дорогой сэр, покоится одна восьмая часть золота и серебра, добытого начиная с 1500 года. Если прибавить другие драгоценности и клады -на суше, то сумма неразысканных сокровищ превысит 275 миллиардов долларов.

— Да, это сказочные богатства, мистер Коффман! Но ведь они под семью замками, под охраной коварного Нептуна! Следует ли соблазнять бедняков несбыточными надеждами?

— Напрасно вы так считаете — мечты могут сбыться. Правда, только наивные люди воображают, что можно легко и быстро разбогатеть. Конечно же, нельзя' просто пойти и выхватить миллион долларов без усилий. Но держу пари — сто против одного, — что даже не нашедший ни одного дублона навсегда остается зараженным духом авантюризма и поисков, находя в этом спасение от обыденности жизни…

— Вы хотели сказать, от ее тягот, мистер? — перебил Коффмана корреспондент.

— Не всегда! — сухо сказал босс. — Пусть вас не удивит, что даже я, человек преуспевающий, двадцать лет назад решил добыть часть этих баснословных кладов…

— Но вы, конечно, располагали определенными средствами и могли рисковать. Что же касается вашего «Атласа», то он адресован к широкой аудитории, а это в большинстве бедняки!

— Вам нельзя отказать в проницательности! — желчно бросил глава «Поисковой ассоциации». — Действительно, охота за сокровищами становится делом большого бизнеса. Наша ассоциация, например, располагает флотом, подводным роботом, специальными приборами. Но дорога остается открытой и для небольших предприятий и одиночек. Конечно, эта работа изнурительная, грязная и часто весьма неутешительная… Но сладостный трепет азарта игры искупает даже неудачи.

— Я, может быть, ошибаюсь, мистер Коффман, но большинство ищет сокровища не из-за симпатии к острым ощущениям, так что «трепет» — плохая рента на.вложенный капитал и труд…

— Риск требует жертв. Я проигрывал девять раз, чтобы выиграть с лихвой в десятый.

Мистер Икс подумал: Коффман не столь уж преуспевающий бизнесмен и решил поправить свои дела изданием книги и атласа, сохранив при этом в тайне самые многообещающие сокровища.

— Вы приводите 3047 местонахождений затонувших кораблей. Но в мою душу закрадывается сомнение — не подсунули ли вы мне за мои десять долларов какие-нибудь второстепенные или сомнительные клады, скрыв от меня все значительное и легкодоступное. Мне кажется, что у вас есть немало секретов от читателей книги и атласа!

Коффман кашлянул и с явным недовольством заметил:

— У вас деловой нюх, мистер! Да, ассоциация намерена исследовать пятьдесят местонахождений полностью достоверных во всех деталях…

— Чудесно, но указанные вами 3 047 кладов, видимо, менее достоверны или лежат на таких глубинах, что ни один водолаз, если только он не владеет персональной батисферой, не в состоянии извлечь их на поверхность.

Раздался звонок телефона. Босс снял трубку.

— Хелло! А! Это вы, Хопкинс? — и Коффман протянул корреспонденту руку, как король, дающий понять, что аудиенция окончена.



«КЛАД ЛИМЫ»

«Атлас» почтенного Коффмана обращен, как видите, к поклонникам моря. Но ведь не только морем ограничиваются «беспредельные» возможности добывания сокровищ. У кого нет особого пристрастия к соленым водам океана, тот с успехом может воспользоваться кладами, погребенными на суше. Вот, например, так называемый «Клад Лимы».

Хранителем этого клада является маленький островок Кокос — 4 мили в длину и 2 в ширину. Кокос расположен в 300 милях от Коста-Рики, которой и принадлежит. Крутые, обрывистые берега лишь в двух местах образуют удобные для высадки бухточки. Остров лежит в стороне от торговых путей и очень удобен для тайных работ по укрытию сокровищ. В центре острова — гора высотой в 2 530 футов — неусыпный страж неразысканных кладов.

Остров Кокос —- магнитный полюс для компасов всех охотников за сокровищами. Еще бы! Ведь по рассказам тех, кто дотошно изучал пожелтевшие старинные документы, там зарыто три или четыре клада по крайней мере на сумму 100 миллионов долларов. Пираты из шайки Моргана в 1685 году свезли сюда часть награбленных сокровищ. Испанский пират Бенито Бонито, как полагают, также облюбовал место для захоронения клада на сумму в 30 миллионов долларов.

Но самым ценным кладом острова является, конечно, «Клад Лимы». История его вкратце такова.

Начало XIX века. Народы Латинской Америки поднялись на освободительную борьбу с испанскими угнетателями. Войска патриотов подошли к Лиме, главной крепости конкистадоров в Латинской Америке. Именно здесь, в этом перуанском городе, они сосредоточили казну и ценности католической церкви.

Но когда стало ясно, что падение форпоста испанцев неминуемо, колонизаторы начали лихорадочно искать пути вывоза ценностей короны и церкви в Испанию. На рейде порта Лимы — Кальяо стояло лишь одно крупное судно — «Дорогая Мария» —«под командованием капитана Томпсона. Это был единственный шанс, к тему же капитана знали как исключительно честного человека. И решение было принято. Английский корабль зафрахтовали для доставки в Испанию ценностей на сумму 60 миллионов долларов.

Когда судно, нагруженное сокровищами, с отрядом испанцев на борту вышло в море, честность Томпсона начала подвергаться атакам соблазна. Поединок был явно неравным. Честность капитулировала. Совесть молчала.

В каюту капитана был вызван первый помощник.

— Вы меня звали, кептен!

— Да! Есть маленькое деликатное дельце… этак на десять с лишним миллионов фунтов…

— Вы говорите о грузе?

— Да, Вильям… Кстати, вас не мучит бессонница?

— После вахты всегда спится отлично!

— Разве миллионы не волнуют ваше сердце?

— Я честный человек, кептен…

— Именно поэтому я вас пригласил. Даже рискованные операции приятней совершать руками честных людей. Вы же знаете, о честности Томпсона говорят во всех портах мира. Но — представьте — я не могу уснуть! Чертов груз!.. Проклятие!.. Впрочем, для успокоения совести я подобрал убедительное оправдание — Испания наш традиционный враг!

— Соблазн велик… Но я боюсь, что всю жизнь буду страдать бессонницей! Честь, долг, мораль…

Томпсон перебил:

— Оставьте эти напыщенные слова из лексикона корабельного капеллана!

В конце концов беседа закончилась сердечным согласием.

«Честнейший» Томпсон легко превратился в пирата. На акул, награбивших сокровища, готова была напасть стая других хищников. Экипаж был тайно вооружен, роли распределены. И ночью, когда в темно-синем небе сверкали огромные тропические звезды, застигнутая врасплох, испанская охрана была перебита. Трупы бросили за борт на корм акулам. Но в суматохе не заметили, что одна шлюпка исчезла.

Курс корабля был изменен. Вместо мыса Горн «Дорогая Мария» направилась на север, к острову Кокос. Спустя несколько дней на горизонте показался остров-отшельник. Драгоценный груз перенесли на берег и закопали во время отлива на таком уровне, чтобы следы захоронения были тотчас зализаны неугомонным морем. По другой версии клад был запрятан в одном из многочисленных холмов в глубине острова. Моряки надеялись вернуться сюда в недалеком будущем.

Но случилось совсем иное. Замешкавшихся победителей настигла карательная экспедиция у самого острова. Все члены экипажа, кроме двух, были повешены. Томпсона и первого помощника временно пощадили — они были нужны, чтобы указать места захоронения сокровищ.

Однако испанцы и на этот раз попали впросак. Узники удрали из-под стражи, прыгнули за борт, достигли берега и скрылись в джунглях. Много дней искали Томпсона и Вильяма. Но стена тропического леса надежно укрыла беглецов.



МИРАЖ ОСТРОВА КОКОС

Говорят, что честнейший Томпсон позднее убил своего помощника и вернулся в Англию на судне, случайно остановившемся у острова Кокос. Так и не воспользовавшись украденным сокровищем, Томпсон, умирая, передал одному из наследников карту с обозначением места захоронения клада. Кто знает, может быть, Томпсон раскаялся впоследствии в своих преступлениях и перед смертью выдумал карту с целью запутать будущих претендентов. Ведь «Клад Лимы», приведя к гибели остальных участников похищения, не принес счастья и ему. Пусть же его потомки избегнут соблазнов и преступлений, которые порождаются ими! Так ли думал капитан? Мы не знаем. Но «Карт Томпсона» развелось великое множество. Ловкие люди нажили капиталы на их продаже. Некоторые «оригиналы» приобретались даже за 20 тысяч долларов. Но ни одна из карт не привела к открытию клада. Какая из них достоверная, покажет время.

А между тем остров Кокос стал Меккой для искателей сокровищ.

Более 500 экспедиций перебывало на нем. В 1925 году Малькольм Кемпбелл, знаменитый британский автомобильный гонщик, безуспешно искал «Клад Лимы». В 1934 году английская компания по поиску сокровищ заключила договор с бельгийцем Петером Бергамом, утверждавшим, что он обнаружил следы клада, когда корабль, на борту которого он находился, потерпел крушение близ Кокоса. На пути к острову Бергам, оговоривший себе четвертую часть клада, почему-то сбежал, и экспедиция вынуждена была повернуть обратно.

Калифорниец Форбес, фермер-цитрусовод, совершил пять путешествий к острову, последнее в 1950 году. Он уверял, что Томпсон приходился ему прадедушкой, и поэтому уж его-то карта, конечно, достоверна. Но и эта карта была бита.

Еще в 1894 году немец Гисслер подписал контракт с Коста-Рикой на колонизацию острова. Договорились, что если клад будет обнаружен, добыча делится пополам. Это условие сохраняет силу и по сей день. «Губернатор» Гис-слер прожил на острове 16 лет, так и не разбогатев.

Но в наши дни нашлось немало последователей Гисслера. В 1956 году один американец из Нью-Джерси вместе со своими тремя сыновьями захотел колонизовать остров, прикрывая свои вожделения стремлением создать здесь ряд сельскохозяйственных предприятий, но получил решительный отказ. Была отвергнута также идея превращения острова в туристскую базу. Вероятно, Коста-Рике более выгодно оставить остров Кокос для приманки охотников за сокровищами. Правительство разрешает партиям искателей посещать остров за определенную плату, под надзором представителей государства, с условием паритетного раздела «Клада Лимы».

А между тем остров Кокос обладает не только сомнительными, но и реальными кладами. Здесь идеальные условия для охоты и рыболовства. Кокосовая пальма, давшая название острову, и сейчас служит его украшением. Плоды пальмы всегда готовы утолить жажду тех, кто уезжает отсюда, так и не став миллионером. На острове найдено два месторождения угля, одно из которых имеет промышленное значение и может сыграть большую роль при организации промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья.



Есть ли в действительности клады на острове Кокос? Многие данные говорят за то, что они там могут быть. Работа моря, эрозия, оползни, обвалы — все это могло изменить топографию мест захоронения, спрятав сокровища более основательно.

Мираж продолжает манить искателей сокровищ. Журналы и газеты навязчиво расписывают романтику поисков и радужных перспектив в случае удачи. Кому выпадет такой жребий? Когда? И выпадет ли? В сущности, это не имеет значения. Важно, что у бедняков есть иллюзии. Если бы кладов не было — их стоило бы выдумать, как был выдуман миф о том, что США — страна «равны?.. возможностей».

«Искатели сокровищ» — это не оперетта, а трагедия. Американская трагедия. Словно лунатики, с широко раскрытыми глазами, бьющимся сердцем люди охотятся за «золотым руном», ищут сказочный Офир — золотые рудники царя Соломона, покупают «Атлас карт сокровищ», плывут к уединенному острову Кокос. В поисках сокровищ растрачиваются силы и средства, уходит жизнь…

Что же толкает этих людей на столь сомнительные предприятия? Они хотят стать миллионерами? Конечно, есть и такие, кто верит в легенду о возможности счастливого превращения чистильщика сапог в обладателя миллионного состояния.

Но простой американец—рабочий или фермер не стремится стать миллионером. Его мечты куда скромнее — избавиться от тревожной заботы о завтрашнем дне. Гарри хочет обеспечить себе безбедную старость. Джимми — просто свести концы с концами. Но ни тот, ни другой не могут добиться этого у себя на родине — дамоклов меч безработицы и нужды висит над ними. Именно поэтому эти люди обращаются к книжонкам, прославляющим лживый миф о «равных возможностях». В подобных книжонках приводится по крайней мере 10 тысяч способов разбогатеть. «Все они хороши», — уверяют их авторы. Но на практике оказывается, что эти способы обладают одним небольшим пороком — никто из воспользовавшихся ими не стал миллионером. Не станут богачами и Гарри с Джимми. Их ожидают не заманчивые клады, а разбитые иллюзии.


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.