Разбойничьи клады Лебедянского уезда

Старинный русский город Лебедяпь, когда-то широко известный своими ярмарками, а теперь почти забытый, расположен на севере Липецкой области, по обоим берегам Дона. Основанный в начале XVIIвека, этот город относился к тем степным оплотам Русского государства, которые, по словам И. А. Бунина, находились «среди великих черноземных полей Подстепья на той роковой черте, за которой некогда простирались «земли дикие, незнаемые», и первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских тучг впервые видели зарева страшных ночных и дневных пожарищ, первыми давали знать о грядупцей беде и первыми ложились костьми за нее».



Начало истории города Лебедяии загадочно. Историкам точно известны даты основания соседних городов — Ефремово, Данкова, Липецка, Раненбурга, Козлова. Гэд же основания Лебедяни неизвестен. Вам расскажут легенды, где факты перемешаны с вымыслом, и корни которых уходят едва ли не в XIV век и далее.
Рассказывают, что на месте Лебедяни в незапамятные времена существовал земляной городок, построенный разбойником Купамом и сыновьями его Тяпкой и Русой. Купам с сыновьями разбойничал на торговом пути па Дону, а также неоднократно совершал набеги на татар. В старости Купам пап в битве с татарским богатырем, и над его могилой сыновья насыпали курган в десяти верстах от города на правом берегу Красивой Мечи при впадении ее в Дон. Имя Тяпки (полагают, что это прозвище означает что-то типа «рубака») сохранила Тяпкина гора в центре города на берегу Дона, на которой в начале XVII века и была заложена Лебедяпь. С именем Кунама некоторые исследователи связывают близлежащее село Куймань.
Неподалеку от разбойничьего городка в Романцевском лесу жил пустынник Петр, известный по всей Рязанской земле своими христианскими подвигами. После гибели отца Тяпка и Руса пришли к Петру и приняли от него монашеский образ, поселились рядом с пустынником и в 1353 году построили Ильинскую церковь. Разбойничий городок стал сторожевым, а дружина разбойников, оставив грабежи, несла сторожевую службу па Дону. В 1380 году церковь и городок были разрушены татарами Мамая.
Некоторое время спустя в обители появился некий «владетельный князь», лишенный своей отчины и вынужденный скрываться на этой глухой окраине Рязанской земли. Князь этот не кто иной, как последний Великий князь Смоленский Юрий Святославович, убивший свою жену Юлианию Вяземскую. «Будучи лишённый своей отчины, не терпя горького своего безвременья, срама и бесчестия», бежал он сначала в Орду, а затем в Рязанскую землю. Князь внес в церковь значительные вклады, построил кельи для иноков, прииял монашеский чин и здесь окончил свои дни, «плачась о грехе своем».
Есть и другая версия этой легенды. В начале XIVвека Иван Калита направил в Орду дань хану Узбеку с боярином Тяпкиным, в просторечии именуемым Тяпкой. Тяпкин же присвоил подарки хану и бежал с ними в здешние Романцевские леса. Здесь он собрал шайку вольницы, основал городок на берегу Дона и стал грозою татар: убивал ханских баскаков и освобождал русских пленников. В один из таких набегов он освободил русского священника, который сначала поселился в его городке, а затем перебрался в лес на расстоянии версты от города, где около 1353 года построил церковь Святого Ильи о двух этажах: нижний для жилья, верхний для богослужений. Позднее Тяпкин со своими товарищами также поселились около церкви. Приняв монашество, они основали небольшой монастырек. В 13$0 году он был разорен татарами, бежав-шими с Куликова поля. Несколько позднее в монастыре поселился пустынник Петр. Окончательно монастырь был разорен татарами в 1542 году.
В XVI веке разбойничал в здешних местах знаменитый герой русского фольклора атаман Кудеяр. Пристанищем его, как утверждают, был земляной городок близ села Владимирское, Гудово тож. По одним сведениям, здесь был склад его имущества, по другим — сторожевой пост, окруженный валами и рвами. Предание говорит, что городок этот был отбит у разбойников донскими казаками и ватага Кудеяра погибла в бою. Остатками жилища Кудеяра местные жители считали две чугунных вереи от ворот, стоявшие близ церкви села Преображенское. Следы городка Кудеяра в середине XIX века представляли собой «два вала, один со рвом, от подошвы до вершины сажен трех, а другой без рва и мало заметен, оба длиной более 100 сажен».
С именем Кудеяра связывается и таинственная галерея, вырубленная в скалах на берегу Дона в 30 верстах от Лебедяни. Галерея, по описанию, представляет собой «подземный тайник в пять этажей, причем каждый этаж соединен с нижним посредством вертикального колодца, то с одной, то с другой стороны поочередно; таким образом, тайник представляет собой зигзагообразный тоннель, стены и потолок которого выложены громадных размеров каменными плитами». Другой тайник находится у деревни Ратмановой, третий, вертикально уходящий в глубину на 10 аршин, —у села Веиюкова.
В следующем столетии прославились в здешних местах еще два разбойника, Наян и Тарас, будто бы жившие в 2 верстах от нынешнего села Доброго, на берегу реки Воронеж. Тарас был не только разбойником, но и чернокнижпиком и посещал окрестные селения для грабеэюа весьма своеобразным способом: расстилал на воде свою епанчу, садился на нее и плыл по реке, удивляя и пугая жителей. Все прибрежные села дрожали перед ним. Истребить злодея сумел местный священник, который присоединился к очередной воинской команде, посланной на поимку Тараса, и застрелил разбойника из пищали, заряженной пуговицей от собственной рясы.
Разбои продолжались и на протяжении всего XVIII столетия. Последним лебедянским разбойником следует, очевидно, считать помещика Филина. С шайкой вооруженных дворовых людей он выезжал на разбой, «грабил и мучил разных людей, и был от него страх великий». Пришлось губернатору выслать из Тамбова в Лебедянский уезд воинскую команду. Было это в 1802 году.
Эти и другие исторические реалии остались в памяти народной в форме легенд и рассказов о разбойниках, их таинственных убежищах и несметных кладах. Как рассказывали старики, в одном из курганов близ села Троекурова «заключено столько золота и серебра, что сокровища сего не стоит весь Лебедянский уезд». Клад этот, однако, никому пока найти не посчастливилось. А вот другие клады были.
Россыпные серебряные и медные монеты, в основном восточные, золотоордынские и Великого княжества Рязанского, — частые находки на пахотных полях в окрестностях Лебедяни. Здесь же был найден резной по кости образок с серебряным бассменным ободком с надписью TPOUZA, датируемый XIVвеком. В селе Каликино на огороде в 1901 году был найден клад из 568 серебряных ордынских монет и чугунная ваза. Клад рязанских монет XV века весом более фунта был найден в селе Черепянь на Дону, а другой, в котором обнаружены медные и серебряные кресты, восточ-ныв монеты и люнеты рязанского князя Ивана Федоровича (1409-1458)—в Покрово-Казацкой слободе. Интересно, что по времени происхождения эти находки совпадают свре-меием легендарных Кунама, Тяпки и пустынника Петра.
Видимо, какая-то историческая база под лебедяпскими легендами все-таки есть.
Серьезных археологическюс раскопок здесь не производилось, хотя разведки по Дону и Красивой Мече открыли большое количество славянских посечений и курганов XII-XIVвеков. Пока же здешние древности, как с грустью писал еще в XIXвеке исследователь, «изглаживает соха, не дождавшись археологического заступа».


avatar
Вот если бы организовали там раскопки, наверняка много интересного лежит в этих землях, и для истории местности было бы полезно. Хотя конечно не факт, что найдут хоть что-то.
avatar
Странно что в столь интересных с точки зрения истории и археологии местах не ведутся раскопки.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.