Советы по выбору рюкзака

Выбор рюкзака – простая или сложная задача? Сейчас на рынке очень много производителей рюкзаков, очень много моделей, и диапазон цен тоже очень велик. И всё-таки выбор не так сложен, как может показаться.



Основные параметры

Объём

Объём рюкзака – это первый вопрос, на который следует ответить, определившись с предназначением рюкзака в целом. Типичная ошибка, которую совершают новички – поиск универсального рюкзака на все случаи жизни. Многие путешественники в итоге приходят к использованию трёх рюкзаков:
— городского (20-30 л) для прогулок по городу, несложных и непродолжительных выходов на природу, поездок автостопом или на общественном транспорте по населённым и климатически благоприятным местам;
— штурмового (30-70 л) для несложных походов на природу, в том числе в горы, длительных поездок автостопом или общественным транспортом;
— экспедиционного (от 70 л) для сложных и длительных походов и поездок, сопряжённых с переносом запасов еды, тёплого снаряжения, специального оборудования (фотоштативы, байдарки и т.п.) и прочих подобных целей.

В качестве временного варианта для начинающего путешественника можно предложить рюкзак объёмом 50-60 л с изменяемым объёмом (см. ниже) и возможностью навески снаряжения с внешней стороны (см. ниже). На первых порах такой рюкзак может с большим или меньшим комфортом обеспечить решение основных задач. А со временем вы уже более чётко определитесь со своими потребностями.

Изменяемый объём

Простейшие рюкзаки представляют собой простой мешок с лямками. Более продвинутые рюкзаки снабжены системой стяжек, ремней, позволяющих при необходимости уменьшить объём рюкзака.

В принципе, без этих стяжек можно обойтись. Но когда рюкзак заполнен лишь частично, нести его намного легче и удобнее, если его объём уменьшен до объёма переносимого груза. Это позволяет более правильно и равномерно распределить вес на спине, избежать ситуации, когда весь груз сбивается в кучу внизу рюкзака и болтается там.

Стяжки на рюкзаках хороших производителей, как правило, сделаны качественно, и их использование не угрожает целостности самого рюкзака. Но если вы хотите купить изделие не лучшего производителя, стяжкам следует уделить особое внимание. В первую очередь стоит проверить места их крепления, чтобы убедиться, что напряжённые стяжки не создадут риск разрыва в этих местах.

Клапан

Клапан – это элемент, закрывающий рюкзак сверху. Как правило, он сам по себе представляет дополнительный большой застёгивающийся карман. При оценке клапана я бы предложил учитывать два аспекта.

Первый – объём клапана. До содержимого клапана можно дотянуться, даже не снимая рюкзака, поэтому туда удобно класть вещи, которые должны быть под рукой. Подумайте, что вам было бы удобно туда класть (бутерброд, фотоаппарат, топор, путеводитель) и прикиньте, позволит ли форма и объём клапана данного рюкзака использовать его таким образом.

Второй – фиксация клапана на рюкзаке. Одним концом клапан крепится к спинке рюкзака, а другим концом – при помощи ремня или двух к его внешней стороне. Так вот та часть которая крепится к спинке, иногда крепится намертво, а иногда на ремнях, которые можно подтягивать или ослаблять. Второй вариант предпочтительнее, поскольку помогает при необходимости корректировать объём рюкзака.

Карманы

Внешние карманы

В отношении карманов есть две основные точки зрения.

Одни люди любят, чтобы все вещи были разложены по своим местам, и их можно было быстро достать, не только вывалив всё содержимое рюкзака на бивуаке, но и сделав короткую остановку во время движения. Отдельно – путеводитель и карта, отдельно – бутылка с водой и бутерброд, отдельно – аптечка, отдельно нож с фонариком и компасом и так далее.

Это действительно может быть очень удобно. Тем более, что правильная укладка рюкзака предполагает оптимальное распределение вещей по рюкзаку в зависимости от их веса. А покопавшись в нём в поисках, например, ножа, можно этот весовой баланс нарушить и либо тратить время на его восстановление и переукладку рюкзака, либо подвергать риску позвоночник из-за возникшего неправильного распределения веса рюкзака.

Другие путешественники являются категорическими противниками карманов. Они считают, что особой пользы карманы не приносят, зато усложняют конструкцию рюкзака, снижают водонепроницаемость и мешаются при ходьбе или при перевозке рюкзака, цепляясь за посторонние предметы.

Также они справедливо отмечают, что опытный путешественник может спрогнозировать, какие вещи могут понадобиться во время перехода, и просто упаковать их в верхней части рюкзака, где они будут легко доступны.

Карманы специального предназначения
Карман для колышков, карман для карты, карман для питевой системы, карман для мобильника, карман для мелочи, десятки других специальных карманов, нашитых на рюкзак внутри и снаружи, впечатляют новичка, но на практике нередко остаются невостребованными в отличие от карманов универсального предназначения. Это не значит, что специальные карманы – зло, от которого надо бежать, совсем нет. Просто при прочих равных не торопитесь доплачивать за такие карманы, если не уверены, что именно они вам пригодятся.

Потайные карманы

Довольно бесполезная вещь, по крайней мере, с точки зрения заявленного предназначения. Фабричные «потайные» карманы не найдёт разве что очень ленивый или глупый вор или грабитель. Я и с такими сталкивался, но делать ставку на то, что все грабители глупы, не стоит. Мой совет – делать тайники только самому. Неоригинальный, фабричный тайник тайником не является.

Наличие внутренней перегородки («подвала»)
Некоторые рюкзаки имеют в нижней части тонкую матерчатую перегородку, отделяющую нижнюю часть от основного объёма рюкзака. При этом в нижней части рюкзака имеется «вход в подвал» — большое отверстие, закрываемое на молнию, позволяющее извлекать вещи, уложенные внизу.

Такая перегородка позволяет оптимизировать раскладку снаряжения в рюкзаке, отделив часто используемое снаряжение от снаряжения, используемого реже. Например, в нижнее отделение кладут бивачное снаряжение, а тёплую и сменную одежду укладывают поверх бивачного снаряжения. Когда бивачное снаряжение вынимается через нижний вход, одежда и всякая мелочёвка опускается на его место, и с утра её надо выталкивать обратно наверх, укладывая бивачное снаряжение на своё место. Перегородка же позволяет зафиксировать снаряжение, уложенное поверх бивачного, на своём месте, оставить «подвал» свободным и при укладке не тратить лишнее время на его очистку.

Впрочем, некоторые пользователи перегородку не используют, благо она крепится к стенкам рюкзака на молнии и может быть отстёгнута. Я после нескольких экспериментов пришёл к выводу, что баланс плюсов и минусов перегородки не в её пользу, поскольку без перегородки в рюкзак удаётся запихнуть больше вещей. И отстегнул её навсегда.

Вес рюкзака

Вес пустого рюкзака объёмом 50 – 70 л составляет от 2 до 3,5 кг. Полтора килограмма – большая разница, но имейте ввиду, что в рюкзаках высокого уровня такой вес напрямую связан с качеством. Большой вес рюкзака может быть связан с использованием в его конструкции дополнительных элементов. Однако благодаря этим элементам переноска одного и того же веса в «тяжёлом» рюкзаке Deuter может оказаться заметно более лёгкой, чем в «нетяжёлом», но менее технологичном рюкзаке.

Некоторые производители выпускают специальные облегченные модели рюкзаков, вес которых составляет 1 – 1,8 кг. В таких рюкзаках снижение веса обеспечивается за счёт отказа от всех излишеств в виде дополнительных карманов, аптечек, влагозащитных чехлов и даже ремней и застёжек. Обычно используется более тонкая и менее плотная (и, соответственно, менее износостойкая) ткань, чем на обычных рюкзаках.

На практике минимизация веса лучшими производителями ведёт лишь к незначительному снижению комфортности при использовании рюкзаков. Что же касается остальных производителей, то тут как повезёт.

Цвет

Здесь два основных критерия. Во-первых, цвет следует выбирать исходя из планируемого предназначения рюкзака. Если это путешествия по городам, или автостоп, то лучше иметь неприметный рюкзак (насколько 60-литровый рюкзак может быть неприметным) неярких цветов и без светоотражающих вставок.

Если планируются походы на природе, то яркий рюкзак труднее потерять. У меня был случай, когда я оставил тяжёлый рюкзак в кустах у подножия небольшого холма, на который поднялся, чтобы сориентироваться. Походив по холму, я забыл, где поднимался, и с какой стороны искать рюкзак. Надвигались сумерки, время было холодное, рюкзак – тёмно-синий, поэтому воспоминания от поисков остались яркие.

Ну и во-вторых, лучше выбирать рюкзак немарких цветов, потому что рюкзак всё время будет пачкаться и в конце концов наберёт такое количество грязи, которое низведёт вас в глазах окружающих на уровень бомжа, если не потеряется на фоне раскраски рюкзака.

Неприметный рюкзак легче при необходимости сделать заметным, чем наоборот. Сделать это можно путём навешивания светоотражающих элементов или ярких тряпок. Поэтому лично я предпочитаю рюкзаки тёмно-синего, тёмно-зелёного или серого цвета.

Настройка рюкзака

Лямки

Через лямки вы будете ощущать переносимый вес. Чтобы эти ощущения были приятными, лямки должны быть хорошими. Плохие лямки способны свести на нет все прочие достоинства рюкзака.

Лямки должны быть широкими для большего распределения веса на плечи. Нормальная ширина лямок составляет 7-8 см. Более широкие лямки будут соскальзывать или натирать шею, более узкие будут хуже обеспечивать распределение веса на плечи.

При этом лямки должны быть достаточно жёсткими, чтобы держать форму, и достаточно мягкими, чтобы удобно лечь на плечи. Как правило, лямки имеют многослойную конструкцию, где одни слои отвечают за сохранение формы, а другие – за мягкость лямок. Очень жёсткие лямки будут резать и натирать плечи. Очень мягкие лямки быстро сваляются и превратятся в верёвки, которые опять же будут резать и натирать плечи. Так бывает с рюкзаками плохих производителей, которые иногда предлагают лямки, представляющие собой обшитый материей поролон.

Поясной ремень
Поясной ремень – это, по сути, та же лямка, но расположенная на поясе. В хорошем и правильно уложенном рюкзаке около половины веса, а то и большая его часть переносится на ноги, а значит на поясной ремень. Поэтому к нему примерно такие же требования, как и к лямкам: он должен быть в меру мягким, в меру жёстким, не узким, но и не слишком широким. И проверять при покупке его надо ещё более тщательно: плохие лямки причинят вам много неприятностей, но плохой поясной ремень вас просто убьёт.

Грудная стяжка

Грудная стяжка – это узкий ремешок, слегка стягивающий обе лямки рюкзака на груди, чуть ниже ключиц. Грудная стяжка позволяет снять часть нагрузки с плеч, перераспределив её на грудь. Кроме того, грудная стяжка помогает ещё лучше зафиксировать рюкзак на теле, уменьшить его колебания, что также облегчает переноску.

Неправильно расположенная или некачественно сделанная грудная стяжка давит на грудь и мешает дышать. Этим, отчасти, объясняется наличие непримиримых противников использования грудной стяжки.

Регулировка спины

В простейших рюкзаках верхние и нижние концы лямок намертво крепятся к спинке рюкзака, не оставляя возможности регулировать их положение в зависимости от роста человека. В более совершенных рюкзаках такая возможность обеспечивается за счёт системы, позволяющей перемещать вверх и вниз по спинке рюкзака место крепления верхнего конца лямок.

Может получиться так, что рюкзак, в котором такой системы нет, прекрасно подходит под ваш рост. Тогда и печалиться об отсутствии системы не стоит. В других случаях лучше купить рюкзак с регулируемой спиной.

При проверке системы регулировки спины нужно убедиться, что она, во-первых, позволяет добиться оптимального для вас размещения лямок, а во-вторых, обеспечивает чёткую их фиксацию и не будет разбалтываться с течением времени.

Регулировка лямок
В хорошем рюкзаке предусмотрена возможность не только регулировать длину лямок и поясного ремня, но и при помощи дополнительных стяжек обеспечивать более плотное прилегание рюкзака к спине, что облегчает его переноску. Такие дополнительные стяжки находятся в месте крепления верхних концов лямок и в месте крепления (или прилегания к спинке рюкзака) поясного ремня.

Спинка рюкзака

Анатомические модели

Хорошие производители стараются сделать спинку рюкзака таким образом, чтобы она идеально прилегала к спине человека, и для этого сообщают спинке соответствующую форму. Это действительно делает переноску рюкзака более комфортной – если представления производителя о вашей спине совпадают с реальностью. Если не совпадают, то мелкое неудобство может через несколько часов ходьбы превратиться в пытку. Поэтому при проверке рюкзака внимательно прислушивайтесь к своим ощущениям.

Мужская/женская модель

Это редкий случай, но его стоит иметь ввиду, чтобы случайно не совершить досадную ошибку. Некоторые фирмы расширили концепцию анатомической спины до производства моделей специально для женщин. В таких моделях учитываются анатомические особенности женской фигуры, благодаря чему рюкзак сидит более удобно на спине не только женщин, но и мужчин, обладающих фигурой, сходной с женской.

Вентиляция спины

Вес рюкзака обычно находится в диапазоне 10-20 кг. Этого веса вполне достаточно, чтобы очень плотно прижать рюкзак к спине, ограничив к ней приток воздуха. Спина потеет, не проветривается, влага не уходит, спина преет, кожа воспаляется, одежда воняет, утомляемость повышается, и это плохо.

На хороших рюкзаках эта проблема решается за счёт использования различных систем вентиляции спины. В одних случаях это жёстко натянутая сетка, которая прилегает к вашей спине, оставляя свободное пространство между спиной и стенкой рюкзака. В других случаях это специальная прокладка между спиной и стенкой рюкзака, которая за счёт пористой и относительно жёсткой структуры также обеспечивает циркуляцию воздуха и выведение влаги от спины.

На плохих рюкзаках можно встретить имитацию вентиляционной системы. По виду она может быть похожа на упомянутую выше прокладку, а по сути может представлять собой простой поролон, который под весом рюкзака прижмётся к вашей спине и не будет обеспечивать никакой вентиляции.

Дополнительные параметры

Нитки, швы, ткань, фурнитура, дно.

Это та мелочь, на которую вам придётся обратить внимание, если вы хотите заплатить небольшие деньги за рюкзак удовлетворительного качества. Если вы готовы потратить более крупные суммы на продукцию лучших производителей, это можно не читать.

Нитки

Для пошива рюкзаков обычно используют прочные синтетические нити. Китайцы об этом не всегда знают, поэтому иногда используют плохие нити, которые лопаются ещё при поставке товара в магазин. Если покупаете сомнительную продукцию – сомневайтесь деятельно, внимательно проверьте, поковыряйте, подёргайте нитки. Рюкзаки, на которых швы разошлись в первом же походе, это не такая уж большая редкость.

Швы

При проверке швов надо понимать, что угрожает их целостности помимо слабости нитей, о чём речь шла выше. Оценивая шов, надо прикинуть, какая на него будет приходиться нагрузка.

Иногда лямки, стяжки пришиваются прямо на материю рюкзака или на простой шов, скрепляющий ткань рюкзака. В первом случае нагрузка на лямку приведёт к растягиванию ткани, нарушению её герметичности, а со временем – и к её разрыву. Во втором случае также высок риск разрыва шва. Поэтому надо проверить, чтобы места соединения различных элементов рюкзака, на которые приходится нагрузка, были усилены соответствующими подкладками или шнурами с тем, чтобы компенсировать или распределить нагрузку.

Другую опасность представляют непрошитые или не защищённые специальной лентой швы, где есть риск того, что свободно торчащая ткань со временем размахрится, постепенно потеряет нити, идущие параллельно шву, и в результате расползётся из-под шва.

Ткань

Ткань должна обладать следующими основными достоинствами: быть устойчивой к нагрузкам на разрыв, к истиранию, а также как можно меньше пропускать влагу и пыль. Несмотря на то, что на полке все рюкзаки выглядят молодцевато, к ткани нужно проявить большое внимание. На ткань приходится большая постоянная нагрузка, исходящая от переносимого груза, к которой добавляются рывки, встряски, задевание внешних предметов, выпирание угловатых предметов снаряжения, уложенных внутрь.

Короче: это не страшилка, плохой рюкзак может действительно быстро порваться. И хуже этого, наверное, ничего нет, потому что зашивать дыру в нагруженном рюкзаке низкого качества в полевых условиях может оказаться делом безнадёжным.

Подавляющее большинство рюкзаков, имеющихся на рынке, сшиты из синтетической ткани. Для синтетических тканей выработана система маркировки, которая позволяет с использованием всего нескольких знаков описать характеристики ткани.

Материалы: полиэстр (Poly) или нейлон (Nylon). Полиэстр предпочтительнее, поскольку намного более устойчив к истиранию и к воздействию ультрафиолета.

Тип ткани: Oxford, Cordura – наиболее часто используемые в рюкзаках. Это хорошие ткани, плотные и устойчивые к разрывам.

Плотность ткани. Обычно обозначается буквой «D» и соответствующим индексом, например, 800D. Чем выше число, тем плотнее ткань. Плотная ткань более износоустойчива, лучше защищает содержимое рюкзака, но и имеет больший вес.

Покрытие. Хорошая ткань покрывается полиуретановым покрытием (обозначается «PU»), которое повышает водоотталкивающие свойства ткани.

Усиление ткани – прошивка ткани более толстой нитью, что позволяет существенно повысить износоустойчивость ткани, не делая её вес чрезмерно большим. Обозначается как «RipStop».

Разумеется, самые дешёвые рюкзаки от таинственных безымянных производителей не сопровождаются информацией о таких мелочах, поэтому придётся полагаться на интуицию и органолептику.

Усиление дна

На дно рюкзака приходится большая нагрузка и при переноске вещей, и когда рюкзак ставится на твёрдую поверхность. В результате дно плохих рюкзаков страдает в первую очередь. Оно быстро протирается и становится ветхим, не защищающим вещи ни от влаги, ни от пыли, а впоследствии и прорывается, превращая рюкзак в негодную тряпку.

Поэтому если рюкзак предназначен для серьёзных нагрузок, то надо убедиться, что дно рюкзака надёжно защищено от быстрого износа.

Фурнитура

Этим словом обозначаются молнии, кнопки, застёжки, защёлки, карабины и прочая мелочь, имеющая, однако, большое значение. Например, если у вас в пути лопнет пряжка на поясном ремне, это будет означать, что у вас больше нет поясного ремня; если на лямке – нет лямки.

На эту тему есть много теорий и рассуждений, но новичку, который стоит в магазине перед грудой рюкзаков, эти теории в голову всё равно не поместятся. Я бы ограничился простым советом: если покупаете рюкзак производителя неизвестного или с неважной репутацией, будьте готовы его ремонтировать в дороге. Прикупите с ним запасную пару пряжек-застёжек (обычно их легко найти в крупных торговых туристических центрах или в специализированных магазинах), имейте с собой хорошую иглу, напёрсток, прочную нить.

Риск повышается при совершении зимних путешествий: при морозе хрупкость некачественных пластиковых элементов становится особенно опасной для их целостности.

Ну и вообще будьте нежны со своим приобретением. Я как-то, застёгивая молнию обычным лёгким движением, разорвал пополам металлический (!) язычок молнии. Причём он лопнул не в самом тонком месте крепления с рабочей головкой, а именно по центру. Бывало, что элементы фурнитуры ломались от того, что на них случайно наступали. Так что берегите своё сокровище.

Фурнитура для подвески

Это всякие стропы, петли, ремни для подвески всякого снаряжения, не помещающегося в рюкзак. Многие путешественники, особенно путешествующие по городам, вообще никогда не пользуются этими приспособлениями, укладывая всё внутрь рюкзака.

Но если вы путешествуете на природе, то подвеска снаряжения с внешней стороны может оказаться очень удобной. Особенно когда речь идёт о крупногабаритных вещах или вещах, которые должны быть под рукой (ледоруб, трекинговые палки, топор, верёвки и т.д.). В таком случае, во-первых, подумайте, что именно вы будете переносить на внешней стороне рюкзака, а во-вторых, оцените, насколько надёжно сделаны крепления.

Некоторые производители делают фурнитуру для подвески большей частью в качестве декоративного элемента: ведь рюкзак со множеством верёвочек, жгутиков, ремешочков выглядит «профессионально»! Поскольку большинство людей такой фурнитурой всерьёз не пользуется, этот маркетинговый фокус проходит. Но если действительно подвесить что-то на такую декоративную фурнитуру, она и сама может порваться, и оторваться вместе с куском рюкзака.

Дополнительные элементы

Дождевой чехол

Некоторые рюкзаки снабжаются непромокаемым чехлом на случай дождя. Плотности ткани рюкзака, даже в случае пропитки влагоотталкивающей жидкостью, не хватает, чтобы защитить содержимое рюкзака от сильного дождя. Поэтому такой чехол – полезное дополнение к рюкзаку.

Как правило, он находится в сложенном виде в специальном кармане в нижней части рюкзака. Чехлами не комплектуются облегченные (lite) версии рюкзаков. Однако непромокаемый чехол можно приобрести отдельно. В зависимости от размера и от производителя стоимость чехлов начинается от 200 рублей для городских рюкзаков и достигает 500 – 1000 рублей для рюкзаков большого объёма.

Питьевая система

Питьевая система – это фляга с водой, лежащая в рюкзаке, и гибкая трубочка, которая тянется от фляги к вашим губам. Это позволяет пить на ходу, не тратя времени на снимание рюкзака и извлечение фляги с водой, спасаясь тем самым от обезвоживания в походах по жарким местам.

Некоторые рюкзаки имеют дырочку в креплении верхнего клапана рюкзака, предназначенную для пропускания в неё той самой гибкой трубочки. Некоторые производители уверяют, что эта дырочка – очень важное усовершенствование. Некоторые пользователи им верят.

Прочие дополнительные элементы

Некоторые производители снабжают рюкзак всякими дополнительными элементами, которые собственно рюкзачными не являются. Так, например, у рюкзаков Loap в комплект иногда входит аптечка, Deuter предлагает съёмный городской рюкзачок, пристёгнутый к основному рюкзаку и т.д.

Как и подавляющее большинство «подарков», идущих в комплекте с основным товаром, такие дополнительные элементы скорее приятны, чем удобны и функциональны. Радоваться им стоит, только если они не оказывают серьёзного влияния на цену и могут быть отделены от рюкзака без нанесения ущерба всей конструкции.

Бывают рюкзаки с встроенными колёсиками, позволяющими перемещать рюкзаки как колёсные тележки. Это может быть удобно для маршрутов типа дом – аэропорт – гостиница и обратно. Во всех остальных случаях это не только не понадобится, но и будет мешать.

Последний совет

Буду рад, если эти советы кому-то помогут разобраться в великом многообразии рюкзаков и выбрать оптимальный вариант. Однако допускаю, что получится так, что «идеальный» рюкзак будет стоить слишком дорого, а тот рюкзак, который читатель уже успел себе присмотреть, окажется по всем критериям никудышным. В таком случае мой последний совет – покупать этот никудышный рюкзак и отправляться в дорогу.

Люди совершали замечательные путешествия до того, как появились рип-стопы, кордуры и анатомические спины – значит и вы сможете. Будет потяжелее, несколько менее комфортно, но хорошее снаряжение не должно являться самоцелью, а его отсутствие – препятствием к путешествиям.


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.