Новоделы, фантастические монеты.
Новоделами принято называть монеты, чеканившиеся Монетными дворами по заказам коллекционеров для использования их в выставках, для продажи их на нумизматических аукционах. Как правило, новоделами являются золотые монеты, имеющие высокую коллекционную стоимость. Так, во Франции, в середине пятидесятых годов нашего века имитировались монеты в 20 франков с датами «1907».
Англия выпустила для продажи на аукционах и рынках золота соверены с датой «1925», хотя отчеканены они были в 1949—1951 годах. Неоднократно золотые новоделы выпускались в Испании, Австрии, Швейцарии. С 1975 года для внешнеторговых целей был возобновлен выпуск золотых червонцев 1923 года с новой датировкой.
Но все эти монеты из-за их высокой стоимости не доступны рядовому коллекционеру. Чаще всего в собрании нумизмата-любителя можно встретить новоделы юбилейных и памятных рублей советского чекана, выпущенные в 1988 году. В гуртовой надписи этих денежных знаков присутствует буква «Н», указывающая на происхождение монеты. Не менее редко можно увидеть новоделы русских монет XVIII — XIX в.в.
Подобия редких русских монет выпускались Монетными дворами в течение полутораста лет. Они являются своеобразным явлением русской нумизматики. Со временем производство и сбыт новоделов ограничивались государством, а в 1890 году были окончательно запрещены. О новоштемпельных монетах русской чеканки написано большое количество научных работ. Обобщением и систематизацией материалов такого рода занимался И. Г. Спасский.
Он характеризовал новоделы как особый вид поддельной коллекционной монеты. Разумеется, клиент Монетного двора, пополнивший свою коллекцию такой монетой, знал, за что отдавал свои деньги. При частых обменах коллекционным материалом различие между «честным» новоделом и «бесчестной» фальшивкой исчезло. Они часто принимались неопытными собирателями за подлинную, порой очень редкую монету. Кроме того, только незначительная часть новоделов имеет познавательную ценность, т. к. является полным повторением типа монеты (сохранены легенды аверса и реверса, гуртовые знаки и т. д.). Основная же часть новоштемпельных монет имеет грубейшие отклонения от оригиналов в металле, весе, гуртовке, а то и попросту является искажением типа монеты.
Самыми «ненастоящими» из этих денежных знаков являются новоделы — антикварные подделки. Это не «бывшие деньги», а порожденные собирательной страстью их подобия. Изготовляя эти монеты. Монетный двор превращался в «сообщника» ловких дельцов-фальсификаторов. Отклонения от типа подлинных монет происходили из-за того, что Монетные дворы не могли позволить себе захламлять громоздким хозяйством гуртильных приспособлений, специальных станков свои помещения. Для изготовления новоделов пользовались подходящими по размеру кружками-вырубками, которые вовсе не гуртились. Различные узоры на гурт наносились уже торговцами. Узнать такие «поделки» можно по несоответствию металла или его пробы номиналу монеты. Часто «вольности» обнаруживаются в гуртовке. Иногда для чеканки новодельных рублей применяли штемпели крупных медалей.
Начало производства новоштемпельных русских монет уходит корнями в первую половину XVIII века и связано с Петербургским Монетным двором. Во времена Екатерины II серьезных коллекционеров оттеснила толпа высокопоставленных «собирателей поневоле». В особняках сановников считалось правилом хорошего тона иметь пышную библиотеку, а в ней мюнцкабинет-коллекцию «медалей», т. е. монет и медалей. Слово «монета» тогда звучало как-то грубо, «неблагородно».
На возникновение производства новоделов непосредственное влияние оказали памятные медали. К 1724 году в Петербурге была создана значительная коллекция штемпелей коммеморотив-ных медалей, прославляющих деяния первого русского императора. Смерть Петра послужила толчком к усиленному собиранию вещественных памятников его царствования. Огромным спросом пользовались медали с сюжетами «дел петровых». Из-за постоянного употребления выходили из строя штемпели. Их меняли, и различные отклонения в изображении отразились на продукции Монетного двора. Появилась возможность создавать «гибридные» медали, комбинируя старые и новые или взятые из разных пар штемпели. Заказы выполнялись в любых металлах, от золота до олова.
Рост интереса к Петровскому времени повлек за собой появление новодельных монет его царствования. К тридцатым годам XVIII века в обращении находились, главным образом, золотые червонцы и двухрублевки. Серебряные рубли уже стали редкостью, а медь вообще успела несколько раз смениться. Чиновники монетного двора использовали приобретенный на производстве медалей опыт: чеканка производилась вначале старыми штемпелями, а когда они разбивались — штемпелями-копиями.
Во второй половине XVIII века Монетный двор умножил запас сюжетов для медалей и жетонов. Появился проект двух громадных серий. Первая из них была посвящена князьям и царям, начиная с Рюрика. Вторая — «историческая» — была призвана осветить обойденные в прошлом темы. Но петровская тема оставалась вне конкуренции.
Рядом с крупными «показными» медалями бедно выглядели русские древние копеечки и деньги. Отчеканенные из кусочков проволоки, они были «неизящны». Хотя среди настоящих нумизматов они пользовались неиссякаемым интересом (А. И. Богданов занимался научной систематизацией русских денег XV—XVI веков уже во второй половине XVIII века), высокопоставленные модники их не жаловали. Они видели в «чешуйках» (прозвище монет XIV—XVII веков) наглядное свидетельство о недавнем варварстве.
Если медальные сюжеты достигли древнейших событий русской истории (событиям, предшествовавшим крещению Руси отдавалось до ста сюжетов), то о монетах этого нельзя было сказать. Ведь копейки правильной круглой формы начали чеканить лишь в 1701 году, а более крупных номиналов в XV— XVI веках не было вообще. В Кунсткамере и в немногих частных коллекциях встречались уникальные монеты XVII века: червонцы Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича (старшего брата Петра I), рубли и полуполтины 1654 года, талеры разных государств с русской подчеканкой («ефимки с признаком»). Сохранились золотые за Крымские походы 1687 — 1689 годов, выпущенные царицей Софьей.
Известные в единичных экземплярах, эти монеты не могли дойти до собраний всех желающих их иметь. Однако выход был найден. Монетный двор изготовил по представленным подлинным монетам копии штемпелей. Была произведена чеканка копеек и денежек русских князей на золотых пластинках круглой формы. Выпуск новоделов приобрел такой широкий размах, что возникла необходимость в выпуске специальных проспектов-каталогов. Из них «коллекционеры» могли узнать, копии каких монет готов предоставить Монетный двор. От петербургских «нумизматов» не отставала и московская знать. Мастера-монетчики с успехом использовали 32 штуки «ветхих штемпелей разных старинных монет». Между монетными дворами начал осуществляться обмен различными древними штемпелями и их копиями, что увеличило число несоответствий между подлинными монетами и их повторениями.
В первой половине XIX века, после выхода в 1834 г. первого иллюстрированного каталога русских монет XIV—XV веков, оживились «торгаши». Рост активности антикварной торговли, получавшей «товар» на Монетном дворе Москвы, ускорил конец государственного производства новоделов. Николай I принял решение уничтожить имевшиеся на Монетных дворах штемпеля вышедших из употребления монет, с целью прекращения продажи новоделов за подлинные монеты.
В связи с этим интересна история коллекции всемогущего временщика А.Аракчеева, пожелавшего отдать из библиотеки в Грузино Новгородскому кадетскому корпусу свое собрание монет. При передаче по завещанию оказалось, что в мюнцкабинете кроме медных монет оказалось 148 позолоченных и 606 посеребренных монет «от начала тиснения их по царствование императора Павла». Выяснилось, что коллекция именно в таком исполнении «под натуру* была заказана Аракчеевым в 1824 году и безропотно выполнена Монетным двором.
Сам Александр 1, узнав об этом, приказал повторить весь заказ в золоте и серебре как подарок «без лести преданному». В Петербурге был учинен досмотр всех сохранившихся штемпелей. Допускалась выделка новоделов только подлинными старыми штемпелями. Возможно, в их число вошли и старые копии XVIII века.
Если для широких слоев знати доступ к штемпелям был закрыт, то выполнение «индивидуальных заказов» членов царской фамилии и их приближенных широко практиковалось. Новоделы, выпущенные до 1890 года, разделяют на 5 групп.
Во-первых, это монеты, чеканенные сохранившимися штемпелями данного Монетного двора; во-вторых, экземпляры, чеканенные штемпелями-повторениями разбитых штемпелей; в-третьих, в которых заново вырезанные штемпели данного Монетного двора представляют сочетания даты и номинала, на подлинных монетах невозможные; в-четвертых, повторения монет, которые в действительности на данном дворе не чеканились; в-пятых, «гибридные» сочетания штемпелей от разных пар.
В советские годы новодельные монеты выпускались с ведома Советской филателистической ассоциации. Так, в 1925—1927 годах для продажи русским и иностранным нумизматам ею были изготовлены незначительным тиражом рублевые монеты 1915 года и серии медной монеты 1916 г. Выпущенные СФА денежные знаки следует считать новоделами, хотя и совершенно неотличимыми от подлинной монеты.
Близко к новоделам примыкают подделки. А. Щелоков выделяет три основные группы таких монет: копии подлинных монет, выдаваемые за подлинники; переделки ординарных монет в редкие разновидности и так называемые фантастические изделия. Первые две категории служат для неприкрытого обмана нумизматов.
О фантастике нужно рассказать подробнее. Государство такие монеты никогда не выпускало. Они лишь плод фантазии изготовителя. Фантастическими монетами являются рубли Пугачева, царя Алексея Михайловича. Особое место занимают рубли царицы Софьи с царевичами. Благодаря роману А. Толстого «Петр Первый» эта монета получила известность как подлинная, хотя никогда государством не тиражировалась. Ее возникновение относят к 1857 году, когда подобный рубль был помещен в атласе Шуберта. Фантастической является и монета Петра I с латинской надписью.
Одними из интереснейших свидетелей истории денежного обращения являются фальшивые монеты. Подделка монет, выпускаемых государством, во все времена преследовалась по закону. Суровыми карами фальшивомонетчикам грозили и древнегреческий законодатель-реформатор Солон (640—560 гг. до н. э.), и римские императоры.
В средние века, в Германии, подделка монет приняла катастрофические размеры. Группы бродячих резчиков штемпелей устраивали мастерские в заброшенных зданиях на больших дорогах. Сбывали они свою продукцию, продавая монеты по весу мешками. Каждый дворянин имел в родовом замке Монетный двор. Если простолюдинов пытали и приговаривали к смерти, то благородные фальшивомонетчики, отделавшись штрафом, компенсировали убытки новой партией подделок.
На Руси первое упоминание о фальшивомонетчиках относится к 1447 году. Но не следует думать, что изготовление некачественных денег не практиковалось ранее. В XVI—XVII веках рынки русских городов наводнили подделки. Население настолько к ним привыкло, что исправно включало фальшивки в монетные клады. Если же злодея удавалось уличить, то его ожидала мучительная смерть. Фальшивомонетчикам «олово лили в рот, да руки секли».
Государство обставляло прием рабочих на Монетный двор большими строгостями. Поступающий давал «страшную» клятву. Его поручители должны были подтвердить, что их подопечный не станет красть серебра, не будет примешивать в него свинец или олово. Строго каралась подделка монетных штемпелей. Каждый день государственных монетчиков начинался и кончался обыском «донага, чтобы они не приносили меди и олова, и свинцу, или з Двора чего не снесли». Всей технологической частью ведал целовальник, т. е. человек, давший специальную присягу и целовавший крест, чтобы подтвердить свою готовность служить верой и правдой государству. Каждый год все начальство Монетных дворов менялось, чтобы искус не прокрался в чиновничьи души.
Особый размах получила подделка медных монет образца 1655 года. По решению царя Алексея Михайловича в 1655 году в обращение были выпущены медные монеты с нарицательной стоимостью серебряных. Через четыре года население уже отказывалось принимать такие деньги. Правительством не была учтена разница в цене между серебром и медью. Появилось огромное количество фальшивок. Умелые ремесленники, котельники, оловянщики при медных деньгах поставили себе просторные хоромы, стали скупать по любой цене серебряную утварь. Причина сказочного обогащения крылась в изготовлении ими воровских денег.
Для борьбы с фальшивомонетчиками вновь была применена вся жесткость законов. На стенах Монетных дворов появились отрубленные руки людей, промышлявших нечестным ремеслом. Все их имущество конфисковывалось. Поощрялись доносчики, указывающие на лиходеев. Не помогли царские указы. Слишком велик был соблазн погреть руки.
В 1663 году царь запретил чеканку медных монет, а сами они были пущены в переплавку. Но нашлись «предприимчивые» люди, которые отказались сдавать свои накопления. В разных частях России стали встречаться натертые до серебряного блеска ртутью и посеребренные монеты. Опять были приняты крутые меры. В те годы были казнены или покалечены, отправлены на каторгу более двадцати тысяч человек.
Англия выпустила для продажи на аукционах и рынках золота соверены с датой «1925», хотя отчеканены они были в 1949—1951 годах. Неоднократно золотые новоделы выпускались в Испании, Австрии, Швейцарии. С 1975 года для внешнеторговых целей был возобновлен выпуск золотых червонцев 1923 года с новой датировкой.
Но все эти монеты из-за их высокой стоимости не доступны рядовому коллекционеру. Чаще всего в собрании нумизмата-любителя можно встретить новоделы юбилейных и памятных рублей советского чекана, выпущенные в 1988 году. В гуртовой надписи этих денежных знаков присутствует буква «Н», указывающая на происхождение монеты. Не менее редко можно увидеть новоделы русских монет XVIII — XIX в.в.
Подобия редких русских монет выпускались Монетными дворами в течение полутораста лет. Они являются своеобразным явлением русской нумизматики. Со временем производство и сбыт новоделов ограничивались государством, а в 1890 году были окончательно запрещены. О новоштемпельных монетах русской чеканки написано большое количество научных работ. Обобщением и систематизацией материалов такого рода занимался И. Г. Спасский.
Он характеризовал новоделы как особый вид поддельной коллекционной монеты. Разумеется, клиент Монетного двора, пополнивший свою коллекцию такой монетой, знал, за что отдавал свои деньги. При частых обменах коллекционным материалом различие между «честным» новоделом и «бесчестной» фальшивкой исчезло. Они часто принимались неопытными собирателями за подлинную, порой очень редкую монету. Кроме того, только незначительная часть новоделов имеет познавательную ценность, т. к. является полным повторением типа монеты (сохранены легенды аверса и реверса, гуртовые знаки и т. д.). Основная же часть новоштемпельных монет имеет грубейшие отклонения от оригиналов в металле, весе, гуртовке, а то и попросту является искажением типа монеты.
Самыми «ненастоящими» из этих денежных знаков являются новоделы — антикварные подделки. Это не «бывшие деньги», а порожденные собирательной страстью их подобия. Изготовляя эти монеты. Монетный двор превращался в «сообщника» ловких дельцов-фальсификаторов. Отклонения от типа подлинных монет происходили из-за того, что Монетные дворы не могли позволить себе захламлять громоздким хозяйством гуртильных приспособлений, специальных станков свои помещения. Для изготовления новоделов пользовались подходящими по размеру кружками-вырубками, которые вовсе не гуртились. Различные узоры на гурт наносились уже торговцами. Узнать такие «поделки» можно по несоответствию металла или его пробы номиналу монеты. Часто «вольности» обнаруживаются в гуртовке. Иногда для чеканки новодельных рублей применяли штемпели крупных медалей.
Начало производства новоштемпельных русских монет уходит корнями в первую половину XVIII века и связано с Петербургским Монетным двором. Во времена Екатерины II серьезных коллекционеров оттеснила толпа высокопоставленных «собирателей поневоле». В особняках сановников считалось правилом хорошего тона иметь пышную библиотеку, а в ней мюнцкабинет-коллекцию «медалей», т. е. монет и медалей. Слово «монета» тогда звучало как-то грубо, «неблагородно».
На возникновение производства новоделов непосредственное влияние оказали памятные медали. К 1724 году в Петербурге была создана значительная коллекция штемпелей коммеморотив-ных медалей, прославляющих деяния первого русского императора. Смерть Петра послужила толчком к усиленному собиранию вещественных памятников его царствования. Огромным спросом пользовались медали с сюжетами «дел петровых». Из-за постоянного употребления выходили из строя штемпели. Их меняли, и различные отклонения в изображении отразились на продукции Монетного двора. Появилась возможность создавать «гибридные» медали, комбинируя старые и новые или взятые из разных пар штемпели. Заказы выполнялись в любых металлах, от золота до олова.
Рост интереса к Петровскому времени повлек за собой появление новодельных монет его царствования. К тридцатым годам XVIII века в обращении находились, главным образом, золотые червонцы и двухрублевки. Серебряные рубли уже стали редкостью, а медь вообще успела несколько раз смениться. Чиновники монетного двора использовали приобретенный на производстве медалей опыт: чеканка производилась вначале старыми штемпелями, а когда они разбивались — штемпелями-копиями.
Во второй половине XVIII века Монетный двор умножил запас сюжетов для медалей и жетонов. Появился проект двух громадных серий. Первая из них была посвящена князьям и царям, начиная с Рюрика. Вторая — «историческая» — была призвана осветить обойденные в прошлом темы. Но петровская тема оставалась вне конкуренции.
Рядом с крупными «показными» медалями бедно выглядели русские древние копеечки и деньги. Отчеканенные из кусочков проволоки, они были «неизящны». Хотя среди настоящих нумизматов они пользовались неиссякаемым интересом (А. И. Богданов занимался научной систематизацией русских денег XV—XVI веков уже во второй половине XVIII века), высокопоставленные модники их не жаловали. Они видели в «чешуйках» (прозвище монет XIV—XVII веков) наглядное свидетельство о недавнем варварстве.
Если медальные сюжеты достигли древнейших событий русской истории (событиям, предшествовавшим крещению Руси отдавалось до ста сюжетов), то о монетах этого нельзя было сказать. Ведь копейки правильной круглой формы начали чеканить лишь в 1701 году, а более крупных номиналов в XV— XVI веках не было вообще. В Кунсткамере и в немногих частных коллекциях встречались уникальные монеты XVII века: червонцы Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича (старшего брата Петра I), рубли и полуполтины 1654 года, талеры разных государств с русской подчеканкой («ефимки с признаком»). Сохранились золотые за Крымские походы 1687 — 1689 годов, выпущенные царицей Софьей.
Известные в единичных экземплярах, эти монеты не могли дойти до собраний всех желающих их иметь. Однако выход был найден. Монетный двор изготовил по представленным подлинным монетам копии штемпелей. Была произведена чеканка копеек и денежек русских князей на золотых пластинках круглой формы. Выпуск новоделов приобрел такой широкий размах, что возникла необходимость в выпуске специальных проспектов-каталогов. Из них «коллекционеры» могли узнать, копии каких монет готов предоставить Монетный двор. От петербургских «нумизматов» не отставала и московская знать. Мастера-монетчики с успехом использовали 32 штуки «ветхих штемпелей разных старинных монет». Между монетными дворами начал осуществляться обмен различными древними штемпелями и их копиями, что увеличило число несоответствий между подлинными монетами и их повторениями.
В первой половине XIX века, после выхода в 1834 г. первого иллюстрированного каталога русских монет XIV—XV веков, оживились «торгаши». Рост активности антикварной торговли, получавшей «товар» на Монетном дворе Москвы, ускорил конец государственного производства новоделов. Николай I принял решение уничтожить имевшиеся на Монетных дворах штемпеля вышедших из употребления монет, с целью прекращения продажи новоделов за подлинные монеты.
В связи с этим интересна история коллекции всемогущего временщика А.Аракчеева, пожелавшего отдать из библиотеки в Грузино Новгородскому кадетскому корпусу свое собрание монет. При передаче по завещанию оказалось, что в мюнцкабинете кроме медных монет оказалось 148 позолоченных и 606 посеребренных монет «от начала тиснения их по царствование императора Павла». Выяснилось, что коллекция именно в таком исполнении «под натуру* была заказана Аракчеевым в 1824 году и безропотно выполнена Монетным двором.
Сам Александр 1, узнав об этом, приказал повторить весь заказ в золоте и серебре как подарок «без лести преданному». В Петербурге был учинен досмотр всех сохранившихся штемпелей. Допускалась выделка новоделов только подлинными старыми штемпелями. Возможно, в их число вошли и старые копии XVIII века.
Если для широких слоев знати доступ к штемпелям был закрыт, то выполнение «индивидуальных заказов» членов царской фамилии и их приближенных широко практиковалось. Новоделы, выпущенные до 1890 года, разделяют на 5 групп.
Во-первых, это монеты, чеканенные сохранившимися штемпелями данного Монетного двора; во-вторых, экземпляры, чеканенные штемпелями-повторениями разбитых штемпелей; в-третьих, в которых заново вырезанные штемпели данного Монетного двора представляют сочетания даты и номинала, на подлинных монетах невозможные; в-четвертых, повторения монет, которые в действительности на данном дворе не чеканились; в-пятых, «гибридные» сочетания штемпелей от разных пар.
В советские годы новодельные монеты выпускались с ведома Советской филателистической ассоциации. Так, в 1925—1927 годах для продажи русским и иностранным нумизматам ею были изготовлены незначительным тиражом рублевые монеты 1915 года и серии медной монеты 1916 г. Выпущенные СФА денежные знаки следует считать новоделами, хотя и совершенно неотличимыми от подлинной монеты.
Близко к новоделам примыкают подделки. А. Щелоков выделяет три основные группы таких монет: копии подлинных монет, выдаваемые за подлинники; переделки ординарных монет в редкие разновидности и так называемые фантастические изделия. Первые две категории служат для неприкрытого обмана нумизматов.
О фантастике нужно рассказать подробнее. Государство такие монеты никогда не выпускало. Они лишь плод фантазии изготовителя. Фантастическими монетами являются рубли Пугачева, царя Алексея Михайловича. Особое место занимают рубли царицы Софьи с царевичами. Благодаря роману А. Толстого «Петр Первый» эта монета получила известность как подлинная, хотя никогда государством не тиражировалась. Ее возникновение относят к 1857 году, когда подобный рубль был помещен в атласе Шуберта. Фантастической является и монета Петра I с латинской надписью.
Одними из интереснейших свидетелей истории денежного обращения являются фальшивые монеты. Подделка монет, выпускаемых государством, во все времена преследовалась по закону. Суровыми карами фальшивомонетчикам грозили и древнегреческий законодатель-реформатор Солон (640—560 гг. до н. э.), и римские императоры.
В средние века, в Германии, подделка монет приняла катастрофические размеры. Группы бродячих резчиков штемпелей устраивали мастерские в заброшенных зданиях на больших дорогах. Сбывали они свою продукцию, продавая монеты по весу мешками. Каждый дворянин имел в родовом замке Монетный двор. Если простолюдинов пытали и приговаривали к смерти, то благородные фальшивомонетчики, отделавшись штрафом, компенсировали убытки новой партией подделок.
На Руси первое упоминание о фальшивомонетчиках относится к 1447 году. Но не следует думать, что изготовление некачественных денег не практиковалось ранее. В XVI—XVII веках рынки русских городов наводнили подделки. Население настолько к ним привыкло, что исправно включало фальшивки в монетные клады. Если же злодея удавалось уличить, то его ожидала мучительная смерть. Фальшивомонетчикам «олово лили в рот, да руки секли».
Государство обставляло прием рабочих на Монетный двор большими строгостями. Поступающий давал «страшную» клятву. Его поручители должны были подтвердить, что их подопечный не станет красть серебра, не будет примешивать в него свинец или олово. Строго каралась подделка монетных штемпелей. Каждый день государственных монетчиков начинался и кончался обыском «донага, чтобы они не приносили меди и олова, и свинцу, или з Двора чего не снесли». Всей технологической частью ведал целовальник, т. е. человек, давший специальную присягу и целовавший крест, чтобы подтвердить свою готовность служить верой и правдой государству. Каждый год все начальство Монетных дворов менялось, чтобы искус не прокрался в чиновничьи души.
Особый размах получила подделка медных монет образца 1655 года. По решению царя Алексея Михайловича в 1655 году в обращение были выпущены медные монеты с нарицательной стоимостью серебряных. Через четыре года население уже отказывалось принимать такие деньги. Правительством не была учтена разница в цене между серебром и медью. Появилось огромное количество фальшивок. Умелые ремесленники, котельники, оловянщики при медных деньгах поставили себе просторные хоромы, стали скупать по любой цене серебряную утварь. Причина сказочного обогащения крылась в изготовлении ими воровских денег.
Для борьбы с фальшивомонетчиками вновь была применена вся жесткость законов. На стенах Монетных дворов появились отрубленные руки людей, промышлявших нечестным ремеслом. Все их имущество конфисковывалось. Поощрялись доносчики, указывающие на лиходеев. Не помогли царские указы. Слишком велик был соблазн погреть руки.
В 1663 году царь запретил чеканку медных монет, а сами они были пущены в переплавку. Но нашлись «предприимчивые» люди, которые отказались сдавать свои накопления. В разных частях России стали встречаться натертые до серебряного блеска ртутью и посеребренные монеты. Опять были приняты крутые меры. В те годы были казнены или покалечены, отправлены на каторгу более двадцати тысяч человек.