Лучший способ заработать - найти клад

Романтика кладоискательства и поиски утаенного привлекают тысячи людей. И далеко не всегда это дети в возрасте Тома Сойера. В России, с ее богатой историей и просторами, сформировалось целое сообщество кладоискателей и золотодобытчиков. Большой бизнес на этом не построить. А вот на уровне индивидуального предпринимательства попробовать можно вполне.



Честно говоря, кладоискательство не терпит коллективизма. Поэтому, кроме всякого рода сообществ, в этой сфере действует куда больше тех, кто не стремится объединяться в «профсоюзы». Это частные золотодобытчики и «черные археологи», названные так в противовес «белым», так сказать, официальным. Кому-то больше по душе «война» — поиск военных трофеев на местах сражений, чуть в стороне стоят «чердачники», но все же львиная доля добытчиков и поисковиков увлекается древностями.

Кладоискательство — это всегда на грани. В том числе и на грани законности. Впрочем, есть места, где искать и добывать можно безбоязненно — поля боев последней войны, старые грунтовые дороги, былые поселения, еще не обнаруженные археологами, а значит и не имеющие статуса исторических памятников. Но главное… Главное, товарищи, это пляжи! Вот она, новая Мекка охотников за сокровищами!

Во Франции предприимчивые владельцы металлоискателей — специальных приборов, «заточенных» на обнаружение металлов, — давно поставили поиск потерянных драгоценностей на поток, фактически превратив его пусть и в сезонный, но — бизнес. А теперь вот веселые и находчивые появились и у нас. Так, астраханец Андрей Рындин уверяет, что за сезон собирает посеянных ценностей на сумму в три-четыре тысячи долларов, Андрей Белов из Челябинска прошедшим летом совершил 12 погружений и добыл 8 золотых и 18 серебряных изделий, а Юрий Быбин из Красноярска превратил «сомнительное» хобби в совершенно полноценную услугу. Теперь за 50 рублей в час плюс 100 — за вызов он помогает пляжным растяпам и лесным растеряхам находить крестики, цепочки, колечки и ключи.

Улов

Половинка гильзы с надписью «Remingtone 17». Связка ключей. Латунная верхушка от водопроводного крана. Две алюминиевые пробки от «Жигулёвского» еще советских времен (почти раритет!). Пробки современные — «Красная Бавария» и «Степан Разин» (цена 25 коп., состояние — отличное). Монеты достоинством 10 коп., 50 коп., 1 рубль и 5 рублей — всего 34 рубля). Таков типичный ассортимент находок на одном из пляжей Финского залива всего за пару часов поисков с металлоискателем. Улов, прямо скажем, небогатый, если не считать удовлетворенной поисковой страсти и пользы для здоровья от прогулки по свежему воздуху.

Гораздо перспективнее искать на городских и пригородных пляжах, тем более что купальный сезон на носу. Первый вариант — так называемый «сухой» поиск, напоминающий труд старателя. Вы просто бродите по опустевшему пляжу с металлодетектором и подбираете потерянные вещи. Для старта нужно совсем немного — качественный металлоискатель (в пределах 250–1 500 долларов), лопата и терпение. Какие-то предметы будут попадаться довольно часто, но на пути обогащения стоит милиция. Находки — а по закону цепочки, колечки и перстни относятся именно к этой категории — необходимо сдавать в милицию и ждать полгода, не объявятся ли обронившие все это граждане. Но то по закону. Большинство же «тружеников» пляжа ни в какую милицию, разумеется, не идут, действуя на грани фола.

Второй вариант — «мокрый» (да нет, не в том смысле!), подводный поиск. Ищем то же самое, только к первоначальным затратам добавляем покупку гидрокостюма и, факультативно, оборудование для погружений.

Мысль о подводном поиске Олегу Белову подсказал знакомый, поведав историю одного спасателя, которому по долгу службы случалось иногда обследовать дно и находить время от времени золотые и серебряные украшения. «Я очень заинтересовался этой темой, начал потихоньку собирать информацию, в основном, из разговоров с друзьями, знакомыми. И, как оказалось, не напрасно. Почти у каждого из них либо родственники, либо друзья, купаясь, теряли ювелирные изделия».

Следующим шагом поисковика-подводника стало приобретение гидрокостюма, акваланга и металлодетектора Excalibur 1 000 от фирмы Minelab. Первый же опыт показал: без помощника, грузов и специального черпака — никуда. Олег оборудовал пояс с грузами специальными замками, которые в случае необходимости легко открывались и позволяли быстро всплывать.

Главная проблема, с какой сталкиваются «подводники»: холод, мелкий металлический мусор (монеты) и необходимость определенного алгоритма поисков. Вырыв несколько десятков ям, Белов, наконец, понял, что и как нужно делать. Раскопки очень важно доводить до конца, ориентируясь на четкий сигнал. А для этого, в свою очередь, требуется недюжинное терпение. Ведь дно далеко не везде чистое, работать на иле тяжело — мутно.

Для удобства неплохо использовать капроновый шнур, с помощью которого можно разметить зону и ориентироваться. Такой шнур натягивается от берега на расстояние до 40 метров, в зависимости от глубины водоема. «Я плыву по шнуру от берега, обследую площадь справа от шнура, дохожу до закрепленного на конце груза и возвращаюсь обратно по другую его сторону, захватывая, таким образом, полосу грунта около трех метров. После чего шнур переносится на три метра вправо по берегу, и процесс продолжается в той же последовательности», — рассказывает Олег Белов. К слову, водный «вариант» позволяет искать «дорогие пропажи» незаметно для окружающих, в отличие от сухопутных пляжных поисковых работ.

И, наконец, третий способ сделать деньги благодаря прибору — организация полноценной услуги, как сделал красноярский предприниматель Юрий Быбин. Он приобрел металлоискатель стоимостью 1 500 долларов, открыл страничку в Интернете, посвященную пропаже и поиску вещей, развесил объявления по городу, и — дело пошло!

Немаловажный момент: с юридической точки зрения бизнес Быбина абсолютно чист. Он — зарегистрированный индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по поиску утерянных ценностей. А значит, имея постоянную клиентуру, он может не дожидаться требуемых по законодательству шести месяцев для того, чтобы находка перешла в собственность отыскавшего его человека. Сегодня красноярский бизнесмен получает вполне ощутимый доход от своих услуг и мечтает. Мечтает найти Тунгусский метеорит. А почему бы и нет?

Тебя посодют, а ты не воруй!

Как известно, клад — это деньги и ценности, которые люди спрятали в землю. Разные люди. Например, разбойники. Но давайте разберемся, что такое клад с точки зрения российского законодательства, чтобы соблюсти «чистоту» бизнеса и не столкнуться лицом к лицу с правоохранительными органами.

Самое главное, что нужно знать новичку: никаких федеральных законодательных ограничений на использование металлоискателей для поисковых работ на территории России не существует. То есть ходить-бродить вы можете спокойно, разумеется, не покушаясь на частную собственность.

Вопрос — где бродить. Копать, где попало, не следует — рискуете наткнуться на объекты культурного наследия. Что это такое? Наберемся терпения, вдохнем побольше воздуху и освоим вот эту цитату: «Структуры археологического характера, в том числе частично или полностью скрытые в земле или под водой, которые имеют ценность с точки зрения истории, искусства или науки, археологические или палеонтологические объекты, исторические центры поселений, фрагменты исторических планировок и застроек поселений, достопримечательности: культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок, жилищ, объектов фортификационного назначения, религиозного назначения — храмов, церквей, монастырей, культовых комплексов, святые места и места совершения обрядов, исторические поселения: города и населенные места, облик которых (планировка, силуэт застройки, памятники, связь с ландшафтом и другие характеристики) представляет собой ценность с археологической, архитектурной, исторической, эстетической или социально-культурной точек зрения».

Всё, конец цитаты!

Как признаются опытные кладоискатели, найти места, которые таковыми не являются и одновременно могут содержать что-то любопытное и интересное, очень непросто. У нас куда ни кинь — либо урочище, либо «культурный слой». Впрочем, вполне жизнеспособный вариант — заброшенные деревни, не обозначенные на современных картах, и масса других объектов.

Как поступать с найденным, если повезло? Как только металлоискатель подаст признаки жизни, не торопитесь прятать находку в сумку или карман — рискуете нарушить УК РФ. Сначала разберитесь, что перед вами — находка или клад. Вот кот Матроскин объяснил бы Шарику разницу по существу. Находка — это когда неглубоко и немного. А клад — это когда всё сразу, блестит, звенит и — глубоко. В сундуке или кубышке.

Обнаруживший «находку» — потерянную вещь, согласно букве закона (ГК РФ) обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденное этому лицу. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, отыскавший обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления.

Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в милицию, в орган местного самоуправления или указанному ими лицу. Если в течение шести месяцев владелец не установлен, то «поисковик» приобретает право собственности на нее. Другое дело — клад. Это намеренно сокрытые (чаще всего в земле) ценные предметы, которые, в отличие от находки, не имеют собственника. При этом если находкой может быть любая вещь, то кладом являются лишь деньги или ценные предметы. Судьба обнаруженного клада теперь решается иначе, по сравнению с действовавшим ранее законодательством (ст. 148 ГК 1964). Если прежде клад признавался собственностью государства, то теперь он поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество, где клад был сокрыт, и лица, его нашедшего.

Однако в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, он подлежит передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был спрятан, и лицо, обнаружившее его, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере 50% стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. Если вы копаете без согласия собственника, будьте готовы к тому, что вознаграждения не дождетесь, зато проблемы будут.

В общем, ищите, соблюдайте закон и — обрящете!// «Бизнес-журнал»

КОММЕНТАРИИ Приборы, известные как металлодетекторы, изобрели аж в 20-х годах прошлого века хитрые американские капиталисты, которым не давало покоя воровство на заводах. Затем, в военное время, разумеется, возникла необходимость обнаруживать мины, и оборудование серьезно усовершенствовали. Находчивый люд быстро адаптировал военную разработку для мирной жизни и принялся искать сокровища с помощью громоздких и энергоемких приборов. В 60-е годы появились металлоискатели в компактном исполнении, а почти за полвека их чувствительность сильно изменилась. Основной принцип работы подобных приборов — контакт электронного устройства с металлом и способность «сообщать» об этом людям — писком, движением стрелки и другими проявлениями.

Как уверяют эксперты, разница между моделями нижнего ценового сегмента и дорогостоящими марками заключается, прежде всего, в методах излучения радиоволн, а также улавливания, обработки и интерпретации вторичных сигналов. Проще говоря, дорогие приборы более чувствительны, реже ошибаются и сообщают поисковику ряд полезных сведений, в том числе глубину залегания объекта. Дорогие модели — от 1 000 до 3 000 долларов, чаще мощнее, удобнее и способны эффективно работать часами.

Едва ли не самым важным параметром для кладоискателя является способность прибора к дискриминации — отсеивании нежелательных находок, потому что всем известно, сколько пивных пробок можно собрать с квадратного метра русского леса.

Эксперты компании «Родонит», специализирующейся на торговле металлодетекторами и услугах, так или иначе связанных с кладоискателями, советуют начинать с прибора «средней» ценовой и весовой категории. Подразумевая, что недорогой инструмент может разочаровать вас, а с компьютерным порой непросто разобраться. На развитом рынке широко представлены модели для новичков. Tesoro Compadre за 250 долларов, Fisher 1212-Х-8 — 320 долларов, серия Classic от White’s — I SL за 300 долларов. Для подводной «охоты» подойдут Tesiro (США) модели Sand Shark — 790 долларов, Tiger Shark — 850 долларов и Surfmaster PI компании White’s за 1 000 долларов. Кстати, если интерес к кладоискательству проснулся, а в окупаемости затрат вы не уверены, возьмите металлоискатель напрокат. По крайней мере, активные выходные вам обеспечены.


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.