Библиотека Ивана Грозного

Согласно легенде, библиотека изначально принадлежала византийским императорам и собиралась на протяжении многих веков. Последним из императоров, владевших библиотекой, называют Константина XI. После падения Константинополя книжное собрание было вывезено в Рим, а затем переместилось в Москву в качестве приданого византийской царевны Софьи Палеолог, выданной замуж за московского князя Ивана III.

Утверждается, что к переводу книг Либереи сын Ивана III Василий III привлёк известного учёного Максима Грека. Упоминание об этом вместе с «описью» библиотеки присутствует в «Сказаниях о Максиме Греке», однако многие историки считают эти записи позднейшей подделкой. В сказании говорится: отверзе царские сокровища древних великих князей прародителей своих и обрете в некоторых палатах бесчисленное множество греческих книг, словенским же людям отнюдь неразумны.
Каким образом библиотека перешла к Ивану Грозному, неизвестно. Высказываются даже предположения о том, что будущий царь «охотился» за Либереей, однако при этом не уточняется, кто был его соперником в поисках. Возможно, библиотека была пополнена «книжными эмиссарами» царя, скупавшими в разных странах редкие книги. Есть предположения о том, что частью царского собрания стала не менее легендарная библиотека Ярослава Мудрого.
Одним из главных доказательств существования Либереи, наряду со «Сказаниями о Максиме Греке», считается свидетельство протестантского пастора Иоганна Веттермана из Дерпта, которого Грозный, якобы, пригласил в 1570 году для перевода книг. Его слова приводит в своей «Ливонской хронике» Франц Ниенштедт (XVI век): «книги, как драгоценное сокровище, хранились, замурованными в двух сводчатых подвалах».
Веттерману также часто приписывается авторство «Списка Дабелова», опубликованного в 1834 году немецким правоведом В. Ф. Клоссиусом в его статье «Библиотека великого князя Василия Иоанновича и царя Иоанна Васильевича». «Список», якобы, был найден в 1822 году профессором Дерптского университета Х. Х. Дабеловым среди неопубликованных бумаг архива эстонского города Пярну. В нём перечисляется множество редчайших древних латинских и греческих сочинений, многие из которых до нас не дошли (подробнее см. ниже в разделе «Гипотезы о составе библиотеки»). Подлинность списка вызывала сомнения уже у его публикатора Клоссиуса, так как Х. Х. Дабелов смог предоставить только копию, а оригинал загадочно «исчез».
Исчезновение Либереи обычно относят к периоду после 1571 года, когда царь «удалился от мира» в Александровскую слободу. Предположительно, она была запечатана в каком-то подземном тайнике, причём скудость данных объясняют тем, что кровожадный царь казнил его строителей. Строителем тайника также часто называют Ивана III и даже саму Софью Палеолог. С этим связывают и перестройку Кремля в XV веке.
Поиски и раскопки
Как свидетельствуют документы из архива Ватикана, ещё в 1601 году польский посол Лев Сапега и иезуит Пётр Аркудий получили задание разыскать царское собрание древних книг, но даже слухов о нём им собрать не удалось. В «книжном шпионаже» в пользу Ватикана подозревали и отлучённого митрополита Газского Пасисия Лигарида, который прибыл в Москву в 1662 году. По догадке одного современного автора, библиотеку искал и хорватский учёный Юрий Крижанич, за что и был сослан в Тобольск.
Российскими властями официальные поиски Либереи впервые были проведены в 1724 году по указанию Сената. Их начали после показаний пономаря московской церкви Иоанна Предтечи Конона Осипова. Ссылаясь на рассказ умершего дьяка, он описывал хранилище так: Есть в Москве под Кремлём-городом тайник, и в том тайнике есть две палаты, полны наставлены сундуками до стропу. А те палаты за великою укрепою; у тех палат двери железные, поперёк чепи в кольца проёмные, замки вислые, превеликие, печати на проволоке свинцовые, а у тех палат по одному окошку, а в них решётки без затворов. А ныне тот тайник завален землёю, за неведением, как виден ров под Цехаузной двор и тем рвом на тот тайник нашли на своды, и те своды проломаны и, проломавши, насыпали землю накрепко.
Копали дважды в пяти местах, но безрезультатно. Интерес к Либерее пробудился вновь лишь в конце XIX века. Палеограф и историк Н. П. Лихачев заявил, что свидетельствам Максима Грека и пастора Веттермана можно доверять, однако отверг «Записки анонима» и «Список Дабелова». Его поддержал историк И. Е. Забелин, однако он придерживался той версии, что Либерея существовала, но была безвозвратно утрачена во время большого пожара Москвы 1571 года. За раскопки выступал и академик А. И. Соболевский: «Сундуки с книгами где-то существуют, засыпанные землёй или невредимые, и от нашей энергии и искусства зависит их отыскать». В конце концов, разыскания были проведены директором Исторического музея князем Н. С. Щербатовым. Одновременно с ним по личному поручению Александра III поиски проводил немецкий учёный Эдуард Тремер. И тоже впустую. В 1898 году русский историк и археограф С. А. Белокуров опубликовал монографию «О библиотеке московских государей в XVI столетии», в которой отрицал факт существования Либереи. В связи с его выводами «Журнал министерства народного просвещения» в 1899 году даже предложил «вопрос о царской библиотеке считать исчерпанным».

Поиски возобновились в 1995 году по инициативе коммерсанта Германа Стерлигова. При Дворянском Cобрании Москвы был создан поисковый «штаб». После подготовительного этапа — работы в архивах — состоялось несколько экспедиций. Поиски велись в Александровской слободе, а также под Рязанью и Вологдой. В июле 1997 года был даже создан специальный совет содействия во главе с Ю. М. Лужковым. Мэрия выделила значительные средства. В 1999 году поиски вновь прекратились.